- ИГРЫ ДЕТСКИЕ
- ИГРЫ ДЕТСКИЕ. Игры занимают важное место во всестороннем развитии и воспитании детей разного возраста. Они развивают физические силы и умственные способности ребёнка: его внимание, память, воображение; они приучают к дисциплине, укрепляют чувства товарищества, дружбы. Дети, которые мало или совсем не играют, часто отличаются слабым здоровьем.
Игры детей очень разнообразны. Маленькие дети, вплоть до младшего дошкольного возраста, любят строительные игры — с песком, с кубиками и другими материалами. В этом возрасте самой лучшей игрушкой служит «строительный материал», который ребёнок может применять самым разнообразным образом. В дошкольном возрасте дети начинают увлекаться различными сюжетными играми. В них они подражают трудовой и общественной деятельности взрослых (игры в детский сад, школу, железную дорогу, колхоз и т. д.). В этих играх всегда принимает участие несколько детей, между которыми распределяются различные роли в игре. Благодаря такому характеру сюжетные игры приучают ребёнка к действиям в коллективе. В дошкольном возрасте и позже дети увлекаются подвижными играми, связанными с бегом, прыжками, бросанием мяча и т. д. Дети с увлечением играют в лапту, скакалку, в кошки-мышки и т. д. В среднем и старшем школьном возрасте большое значение приобретают спортивные игры: городки, футбол, волейбол, теннис, а также шахматы, шашки и др. Их отличительной особенностью является элемент соревнования со спортивной целью, стремление добиться лучшего результата. Положительное значение этих игр состоит также и в том, что они требуют от играющих известного физического и умственного напряжения и связаны с систематической и длительной тренировкой.
Детские игры нуждаются в педагогическом руководстве со стороны взрослых. Надо следить за тем, чтобы по своему содержанию игры соответствовали возрасту детей, чтобы, играя, они не допускали грубостей, не ссорились, не пользовались опасными игрушками вроде рогаток, колющих и режущих предметов и др. Важно наблюдать за тем, чтобы дети играли систематически и в режиме дня ребёнка было отведено достаточно времени для игр. Особенно важно организовать подвижные игры, которые, как правило, проводятся на открытом воздухе. В режиме дня детей дошкольного возраста на игры следует отводить не менее 3 часов, школьникам младшего возраста 1 1/2 — 2 часа. Старшие школьники должны не менее 2 — 3 раз в неделю заниматься спортивной тренировкой. В квартире, в комнате надо дать возможность детям поиграть (см. Детский уголок). Надо во дворе дома оборудовать площадку для детей разного возраста. На площадке должны быть: летом — ящики с песком, качалки, лесенки; зимой — каток, снежная горка и т. д. Площадка для детских игр должна содержаться в чистоте, её следует озеленить, огородить от хозяйственного двора. Некоторые дома создают общий домовый стадион, оборудованный всем необходимым для правильной организации игр детей разного возраста под руководством тренера и наблюдением врача.
Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Большая Советская Энциклопедия. Под ред. А. Ф. Ахабадзе, А. Л. Грекулова . 1976.