ОДЕЖДА

ОДЕЖДА
ОДЕЖДА. По форме, качеству ткани, подбору цвета отдельных предметов костюма и выбору тех или иных модных линий одежда должна соответствовать возрасту и общему облику человека. Кроме того, нужно знать, в каких случаях следует надеть тот или иной вид одежды, чтобы не выделяться излишне нарядным или не подходящим к данному случаю костюмом.
Как правило, молодёжь может носить одежду более модных фасонов, из тканей ярких, живых расцветок. Пожилым людям рекомендуются ткани мягких тонов и фасоны, скрывающие некоторые возрастные недостатки фигуры — полноту, сутулость.
Молодёжи не следует делать слишком дорогие вещи, лучше чаще приобретать недорогие. Наиболее разумной практично так составить свой гардероб, чтобы отдельные предметы костюма можно было легко комбинировать и таким образом изменять костюм. В костюме молодых людей не должно быть ничего вычурного — ни фасона, ни отделок.
Мода меняется, и нельзя давать советы в области одежды, основываясь только на сегедняшнем дне. Поэтому, следуя общему направлению моды, надо уметь выбрать для себя то, что наиболее приемлемо по возрасту и внешности. Сверхмодные фасоны, например слишком короткие или слишком узкие юбки, очень быстро исчезают. Однако в каждой моде есть устойчивые формы, которые сохраняются сравнительно долго, так как они красивы, удобны: их могут носить и полные и худые. Например, рукава реглан и цельнокроен-ные за последние 25—35 лет надолго не исчезали из моды, менялась лишь их форма.
Приобретение дорогих и очень модных вещей еще не говорит об умении одеться. Если модный костюм не подходит к фигуре женщины, а шляпа не гармонирует с остальными предметами туалета, то женщина будет одета мо,дно, дорого, но безвкусно. Важно уметь увидеть себя критически, учесть все положительные качества и недостатки своей внешности в целом. Не всегда фасон, который идёт одному человеку, пойдёт и другому. Примеряя новую вещь, пальто, платье, костюм, надо видеть себя в зеркале во весь рост — с обувью, шляпой, сумочкой.
Забота о том, чтобы платье хорошо сидело, начинается с белья. Форма бюстгальтера и пояса должна соответствовать фигуре. Особенно тщательно нужно следить за этими предметами туалета полным женщинам.
Дурной вкус выражается в погоне за всеми модными новинками, независимо от того, подходят ли они к внешности человека. Признаком дурного вкуса служит обилие отделок, не соответствующих одна другой. Больше всего дурной вкус обнаруживается в неумении гармонично подобрать сочетания цветов между разными предметами костюма.
Хороший вкус в одежде — это понимание разумной меры во всём, что касается формы, линий и цвета костюма.
Приобретение новых вещей следует делать обдуманно. Покупая или заказывая одежду или предметы туалета, особенно крупные вещи (пальто, костюм, платье), необходимо помнить, что новая вещь должна соответствовать тем вещам, которые уже имеются и с которыми её будут носить в ансамбле. Не следует, например, покупать изящную шляпку с вуалью или цветком к пальто спортивного покроя. В данном случае шляпка может подойти к цвету лица, волос, глаз, а с пальто она не будет гармонировать. Если пальто на какой-либо сезон одно, то оно не должно быть из очень светлой, маркой ткани, так как оно быстро загрязнится и потеряет первоначальный вид. Практичнее выбирать спокойные тона.
Мужчинам тоже надо иметь в виду общий ансамбль костюма. Не следует покупать серую или синюю шляпу, имея коричневое пальто; лучше подобрать шляпу в цвет пальто или купить шляпу цвета беж. Рабочая куртка из пестротканого материала в мелкую коричневую клетку будет хорошо выглядеть с коричневыми брюками, но значительно хуже — с синими.
Выбор ткани и фасона зависит от сезона, назначения одежды (для дома, для работы, дачи, курорта, пляжа, для выхода), а также от возраста и фигуры. При выборе тканей надо иметь в виду прежде всего назначение одежды и её фасон. Необходимо учитывать свойства ткани, её сминаемость, упругость, действие на ткань чистки или стирки, степень её усадки. Если имеется в виду фасон платья или пальто с мягко падающими, хорошо драпирующимися складками, то ткань следует выбирать мягкую, достаточно плотную, например шерстяные ткани типа велюр, плательные, мягкие шелка. Для пальто и платьев прямых линий больше подходят плотные ткани, драпы, букле, пестротканые материалы, трико. Для платьев с широкими торчащими юбками надо выбирать ткани типа парчи, тафты, муара. Летние платья с широкими юбками можно делать из хлопчатобумажных тканей: ситца, набивного сатина, поплина, репса и других лёгких тканей. Для платьев прямой формы надо выбирать шерстяные или полушерстяные ткани, креповые искусственные и натуральные шёлковые, штапельные и полотняные ткани.
Если ткань сильно вытягивается, из неё не рекомендуется делать юбку «солнце» или клёш; такая юбка вытянется, низ станет неровным. Для таких тканей нужно выбирать фасоны, где юбка либо прямая, либо сшита из прямых полотен, а вверху заложена мягкими складками. Лиф и детали должны быть с прямыми, а не с фигурными линиями. Широкую юбку клёш можно сшить из нескольких клиньев, но по середине каждого из них должна проходить долевая нитка. В этом случае юбка будет вытягиваться меньше и со всех сторон равномерно.
Выбирая фасон, нужно учитывать особенности рисунка ткани. Чем крупнее рисунок, тем меньше деталей должно быть в платье. Ткань с крупными клетками пли полосами требует фасонов с прямыми, а не фасонными линиями, которые неравномерно перережут полосы или клетки. Кроме того, важно соблюдать симметрию: некрасиво будет выглядеть платье, если на одной стороне лифа разместится всего лишь одна крупная белая клетка, а с другой—таких же размеров чёрная. Из-за такого неравномерного распределения рисунка на платье фигура будет искажаться: одна её сторона будет выглядеть более плоской и узкой, а другая — выпуклой и широкой.
Большое количество швов и мелких деталей в платье из ткани с крупным рисунком (будь то клетка, полоса, «горох» пли цветочный орнамент) не только искажает рисунок ткани, но и нарушает объёмность фигуры, её пропорции. Фигура кажется плоской и некрасивой. Детали, вырезанные без учёта направления рисунка, теряют чёткость очертаний, и платье выглядит неряшливо и некрасиво.
Фасон платья должен подчёркивать достоинства фигуры и исправлять или смягчать её недостатки.

Рисунок ткани — мелкий «горох» на тёмном фоне — идёт к любым фигурам, рекомендуется пожилым и полным женщинам, так как он не полнит фигуру. Крупный «горох» на светлом фоне и на любом другом фоне идёт худощавым высоким женщинам, так как он полнит фигуру. Рисунок в широкую полосу различных видов не идёт полным женщинам. Такая ткань подходит для высоких и худощавых фигур. Ткани в мелкую полоску на тёмном фоне идут ко всяким фигурам и особенно к полным фигурам любого возраста, а также к низкорослым и коренастым женщинам. Клетка средняя и мелкая идёт к любой фигуре, крупная клетка идёт высоким и худощавым фигурам. Сплошная набивка на светлом фоне идёт только молодым женщинам с хорошей фигурой, а на тёмном фоне может быть использована для любой фигуры. Купонная ткань в основном идёт высоким и худым фигурам. Если эта ткань имеет узкую кайму или мелкий рисунок, то она может быть использована для любой фигуры. Узкая кайма может служить отделкой для платья на любую фигуру. Купонные ткани требуют тщательного подбора фасона и соответствия фигуре. Большое нагромождение деталей в этом случае излишне утяжеляет весь фасон и делает платье неизящным.
При выборе платья из пёстрой ткани надо иметь в виду свои внешние данные: цвет кожи, глаз, волос, полноту и пр. Основной фон пёстрой ткани не должен нарушать общей гармонии сочетания цветов. Выбирая фасон платья для всех перечисленных групп тканей, пужно учесть, что гладкие ткани подходят для многих фасонов (драпировки, складки, подрезы, расширенные и узкие юбки, любые рукава и пр.). Для ткани в мелкий «горох» на тёмном фоне подходят в основном строгие прямые фасоны. Ткани с мелким «горохом» на светлом фоне и крупным «горохом» на любом фоне могут быть использованы для фасонов «фантази». Для ткани в полоску желательны платья со строгими линиями симметричного покроя. Из полосатой ткани можно также делать платья с расширенными юбками.


При выборе фасона следует обращать особое внимание на строение лица и фигуры. Линия выреза должна согласовываться с овалом лица, мой подбородка, длиной шеи. Круглый или прямоугольный вырез несколько укорачивает длину шеи и, следовательно, должен применяться при длинной шее. Наоборот, глубокий вырез мысом как бы удлиняет шею. Женщинам, имеющим длинную шею, идут высокие стоячие воротники, а имеющим короткую шею — плоские круглые воротники или платья без воротников. Для того чтобы излишне широкие бёдра зрительно казались уже, следует несколько расширить линию длеч.


Для высоких и худых фигур рекомендуются фасоны с мягким лифом, пышной юбкой, поперечными линиями фасона, затянутая диафрагма, воланы, сборки, большие воротники, оборки, широкие кушаки.
При очень высоком росте длину юбок нужно делать несколько короче обычной. Рекомендуется комбинация контрастных цветов, например серого с красным, серого с чёрным, ярко-синего с белым. Не рекомендуется делать платья неотрезные по талии или без ярко выраженной талии.
Для невысоких и худощавых фигур рекомендуются широкие юбки — клёш и клинки, маленькие воротники, неширокие оборки, мелкие пуговицы, платья с некрупными деталями, небольшие карманы, короткие баски, узкие пояса. Не рекомендуется делать мягкий лиф.
Для полных низкорослых женщин рекомендуются платья строгой формы с чуть-чуть удлинённым лифом, неотрезные по талии и прямой юбкой с узким поясом или без него. Все линии должны быть расположены в долевом направлении. Юбку нужно делать несколько длиннее обычной. Нельзя делать широких пышных рукавов.
Начиная с 52-го размера и выше, нужно делать платья слегка свободными. Для полных и высоких фигур рекомендуются платья простой формы, без излишних украшений. Не рекомендуется делать заниженную талию и носить яркие пояса. Людям с такой фигурой не идут короткие рукава, лучше делать рукава в 3/4. Выбрав подходящий фасон,можно смягчить или зрительно устранить некоторые недостатки фигуры.
Полным женщинам нельзя делать обтянутый лиф; вместо плечевой вытачки рекомендуется делать вытачку от бокового шва.
При маленьком бюсте плечевую вытачку нужно заменять группой мягких складочек. При низком бюсте рекомендуется делать талию несколько пониженную или платье неотрезное в талии.
При излишне узких бёдрах лучше делать мягкие незастроченные складки, мягкие вытачки, сильно расклёшенные юбки с посадкой или сборкой по талии. В таких случаях нужно вниз одевать нижнюю юбку. Линию талии можно несколько повышать, лиф желательно делать облегающий.
При короткой и полной шее вырез горловины рекомендуется глубокий, удлинённый. Не следует делать закрытых воротников.
При короткой талии платье рекомендуется делать неотрезное в талии или с заниженной талией. Не следует делать широкие кушаки и всевозможные яркие пояса.
При удлинённой талии её нужно искусственно повышать, т. е. пришивать юбку к лифу выше естественной линии талии. Хороши мягкие, драпирующиеся пояса. По линии притачки юбки нужно делать широкие втачные пояса ниже или выше талии.
Обилие отделки не скрывает, а, наоборот, подчёркивает недостатки фигуры.
Домашняя одежда должна быть удобн а для работы по хозяйству и в то же время красива. Наиболее подходящей одеждой для женщины является платье простой формы или платье-халат из недорогой хлопчатобумажной ткани и удобный фартук с карманами. Платье может быть из ткани в клетку, а фартук из гладкокрашеной (в тон клетки) ткани с отделкой из тесьмы-вьюнчи-ка или декоративной тесьмы. Молодым женщинам можно рекомендовать брюки типа комбинезона на бретелях с блузкой или свитером. Длинные халаты неудобны для домашних работ и служат только утренней одеждой. Пижамы из лёгких хлопчатобумажных тканей, как женские, так и мужские,— исключительно спальный костюм, и носить их дома в виде домашней одежды не следует. Мужчинам домашний костюм лучше всего делать из плотной (типа трико) хлопчатобумажной или штапельной ткани, брюки можно носить с курткой свободной формы или с сорочкой. Для пожилых мужчин дома хороши тёплые куртки из вельвета или вельветона.
Одежда для работы должна быть удобной, практичной и соответствовать месту и роду работы.
Если по роду работы не требуется специальной одежды, то платье для работы должно быть хорошего покроя модных (но не утрированных) линий. Слишком яркие ткани, глубокие вырезы, обилие ювелирных украшений и вычурные фасоны неуместны на работе.
Удобны для работы: платье-сарафан, который можно разнообразить, меняя блузки; платье-костюм; блузка, юбка и жакет из разных по цвету, но гармонирующих между собой тканей. Этот костюм удобен тем, что, имея два жакета, гармонирующих по цвету с юбкой, можно его варьировать (изменять).
Хорошо сшитый костюм со скромной блузкой, туфлями на невысоком каблуке удобен для работы. С нарядной блузкой и туфлями на высоком каблуке костюм выглядит нарядно; в нём можно пойти в театр.
Полным женщинам для работы можно рекомендовать жакеты прямой формы или платья неотрезные с застёжкой до низу и полудлинными рукавами с широкими манжетами. Платья-рубашки разной формы, перетянутые в талии широким поясом, очень идут молодым женщинам.
Стройным худощавым женщинам подходят платья прямой формы с отстающим воротником и застёжкой спереди на пуговицах. Такой воротник может пойти и полным женщинам.
Мужской однобортный или двубортный костюм для работы практично делать из недорогих пестротканых материалов. Можно сделать костюм спортивного покроя с пиджаком на кокетке и с хлястиком и носить его с брюками из ткани другого цвета, например: брюки беж с коричневым пиджаком, серые брюки с синим пиджаком. Удобны и куртки разных фасонов.
Одежда для пляжа, дачи или курорта. Для лета практичны и красивы сарафаны различных фасонов, которые с короткими жакетами или фигаро (см.) можно надеть и на улицу. Большое распространение получили летние гарнитуры из нескольких предметов: например, сарафан, короткое фигаро или жакет и купальный костюм или (только для стройных худощавых женщин) трусики и бюстгальтер. Вместо сарафана можно сделать открытое платье с застёжкой спереди и короткий свободный жакет прямой формы. Для полных женщин жакет делается несколько длиннее — длиной три четверти или семь восьмых (от длины платья).
Для летних гарнитуров больше всего подходят яркие хлопчатобумажные набивные ткани: ситец, жаккардовая ткань, эпонж гладкокрашеный или с каймой. Красиво выглядит костюм, когда жакет илифигаро делают из однотонной ткани, а юбку или сарафан — из набивной. Разумеется, по цвету обе ткани должны гармонировать друг с другом.
Для прогулок и поездок на лодке удобны длинные или полукороткие брюки из плотных хлопчатобумажных или лёгких шерстяных тканей и блузки или джемперы из яркой ткани в клетку или полоску. Использовать эти костюмы следует только по их прямому назначению: для прогулки, экскурсии. В столовую, кино, кафе в городе (даже курортном) лучше всего одевать обычное платье или сарафан с жакетом.
Летние мужские костюмы: пиджак (без подкладки) или куртку и брюки можно делать из рогожки, полотняных и штапельных плотных тканей, чесучи или лёгких шерстяных тканей светлых тонов — беж, серый, крем.
Для молодёжи очень удобны рубашки прямой свободной формы с короткими рукавами и открытым воротом; их носят навыпуск. Ткани для них подходят самые разнообразные: поплин, шотландка, плетёнка, репс светлых, ярких расцветок.
Выходная одежда. Современные женские костюмы практичны благодаря разнообразию формы: костюм может быть очень простых строгих линий или т. наз. «французский» (он отличается множеством вариантов как формы, так и отдельных деталей). Практично иметь костюм с двумя юбками. Однобортные жакеты удобны тем, что их можно носить расстёгнутыми. Длину жакета в каждом отдельном случае не следует определять только существующей модой, прежде всего надо учитывать сложение и возраст женщины.
Короткие жакеты в талию хорошо выглядят на стройных, изящных женщинах. Для женщин с короткой талией и большим бюстом лучше делать жакеты прямой формы или слегка прилегающие. Излишнюю полноту фигуры удачно скрывает свободный жакет и не слишком узкая прямая юбка. Не следует делать отстающие карманы или карманы с широкими клапанами; в этом случае лучше сделать прорезные карманы с прямыми неширокими клапанами.
Выходные (не специально вечерние) платья и платья-костюмы для летнего или зимнего сезона отличаются прежде всего по характеру ткани. Для зимнего сезона платье или платье-костюм можно делать из различных шерстяных тканей, из натурального или искусственного шёлка (желательно более плотного), из бархата или панбархата, а также из тканей типа парчи. Лучше выбирать гладкокрашеные ткани мягких, спокойных тонов.
Красивы и практичны выходные ансамбли, состоящие из платья модных прямых линий (иногда с короткими рукавами) с жакетами различной формы. Жакет может быть из той же ткани, что и платье, или из ткани другой расцветки, гармонирующей или, наоборот, контрастирующей с цветом платья.
Хорошей выходной одеждой служит платье-костюм (например, из искусственного чёрного шёлка в рубчик типа репса) с нарядной блузкой или вставочкой и с туфлями на высоком каблуке. Удобны платья и платья-костюмы со сменными воротничками, поясами, манжетами.
Длинные вечерние платья предназначены только для торжественных случаев: приёмов, фестивалей искусств, юбилейных спектаклей, новогодних балов, а также для выступлений в концертах. Для всех других случаев вечерние платья (по моде 1958 — 1959 года) должны иметь обычную длину дневного платья или быть несколько длиннее. Кроме тканей, указанных выше, для открытых вечерних платьев можно выбрать капроновые гладкие или набивные ткани, метражное кружево, натуральный жоржет и шифон, ткани типа парчи. Пышные воздушные платья делаются на чехлах. Если платью надо придать расширенную форму, то под него одевают нижние юбки с оборками или воланами.
Вечерние платья с большими декольте обычно дополняют лёгким жакетом, фигаро или большим шарфом из той же ткани на подкладке. Красивы меховые палантины (см.). Вечерние платья обычной длины особенно практичны, если их можно варьировать (например, добавляя жакет, шарф, различные воротники и т. д.).
Мужские выходные костюмы для зимнего сезона лучше всего делать из тканей тёмных расцветок. Для торжественных случаев костюм должен быть чёрным, так же как смокинг, а иногда и фрак (для приёмов, для выступлений на эстраде). Сорочка к тёмному костюму должна быть белая, галстук сдержанных неярких тонов.
Летние выходные женские платья и платья-костюмы можно делать из лёгкого искусственного и натурального шёлка, капроновых тканей светлых расцветок или с набивными рисунками, из эпонжа, чесучи. Для молодёжи — хлопчатобумажные ткани типа маркизета, мани, пике, хлопчатобумажная тафта, хлопчатобумажное метражное кружево, полотно и различные штапельные ткани. Такие летние ткани, как шифон, хлопчатобумажный маркизет и др., лучше выглядят в платьях с широкими юбками.
Уход за одеждой. С детских лет необходимо приучаться держать одежду в порядке и бережно с ней обращаться. Особенно этого требуют вещи, в которых мы проводим свой рабочий день. Придя домой, не следует заниматься домашним хозяйством в том же платье или костюме, надо сменить его на удобное домашнее платье или платье-халат. Очень хорошо, если можно постоянному рабочему костюму некоторое время дать «отвисеться» на плечиках. Предварительно следует вынуть всё из карманов, очистив их от пыли, крошек табака. Затем вычистить костюм щёткой, удалить пятна, если они есть. Отвороты и кончики воротника на жакете или пиджаке хорошо подколоть булавками, чтобы они не загибались. Когда костюм отвисится, его следует вновь почистить и отгладить.
Пальто легко теряет форму, если висит не на плечиках, а на вешалке, пришитой у ворота. Поэтому дома пальто необходимо вешать на плечики.
Верхние вещи, попавшие под дождь или мокрый снег, не следует сушить у печки или у радиатора — они легко теряют форму.
Платья, костюмы и пальто лучше всего сохраняются в шкафу или за занавеской, защищающей их от пыли. Практично также сохранять одежду в специальных плотно закрывающихся мешках из бумаги или пластмассы.
Для нарядных выходных платьев можно сшить специальные чехлы из недорогой хлопчатобумажной ткани.





Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Большая Советская Энциклопедия. . 1976.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?
Синонимы:
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,


Полезное


Смотреть что такое "ОДЕЖДА" в других словарях:

  • Одежда —         искусственные покровы человеческого тела. Одежда в широком смысле слова включает также обувь, перчатки, головные уборы. Украшения и другие предметы, дополняющие одежду, в её понятие не входят. Одежда возникла как одно из основных средств… …   Художественная энциклопедия

  • ОДЕЖДА — ОДЕЖДА, одежды, жен. (книжн.). 1. только ед. Совокупность предметов (из ткани, меха, кожи), которыми покрывают, одевают тело. Дорожная одежда. Производственная одежда. Форменная одежда. «Торопливо сдернув с себя одежду, бросился в холодную и… …   Толковый словарь Ушакова

  • ОДЕЖДА — Человека красит одежда. Голые люди имеют крайне малое влияние в обществе, а то и совсем никакого. Марк Твен Если бы Господу было угодно, чтобы мы были нудистами, мы бы являлись на свет совершенно без всякой одежды. Леонард Лайонз Мы едим для… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • ОДЕЖДА — жен. одежа, одежь; одежка, одеженка, одежища; одеянье, одёва, одёвка, все, чем человек одевается, платье, облаченье, окрута; или кроме шапки, рукавиц и обуви. Одежда руская, наша народная; французская старая, круглый, обычно шитый кафтан, штаны,… …   Толковый словарь Даля

  • одежда — См. платье снабжать одеждой... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. одежда платье, одежа, одеяние, облачение, наряд, костюм, туалет, убранство, убор, тряпки, прикидон,… …   Словарь синонимов

  • одежда —     ОДЕЖДА, гардероб, костюм, наряд, платье, туалет, трад. поэт. одежды, трад. поэт. покров, устар. облачение, устар. одеяние, устар. убор, устар. убранство, разг., пренебр. тряпки, разг., пренебр. тряпье, разг., шутл. экипировка, разг. сниж.… …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • ОДЕЖДА — ОДЕЖДА, ы, жен. 1. Совокупность предметов, к рыми покрывают, облекают тело. Верхняя, нижняя о. Мужская, женская, детская о. 2. Покрытие проезжей части дороги (спец.). Асфальтовая дорожная о. | прил. одёжный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь… …   Толковый словарь Ожегова

  • Одежда — (одежда крутостей)    Покрытие земляных склонов, защищающее их от обрушения и состоящее из дёрна, хвороста, плетня, пластин, жердей, досок (1), фашин, металлической сетки, мешков с землей и т. д.    (Термины российского архитектурного наследия.… …   Архитектурный словарь

  • одежда — девственная (Сафанов); легкотканная (Мей) Эпитеты литературной русской речи. М: Поставщик двора Его Величества товарищество Скоропечатни А. А. Левенсон . А. Л. Зеленецкий. 1913 …   Словарь эпитетов

  • одежда — и предметы одежды …   Словарь синонимов русского языка


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»