- УХОД ЗА ГРУДНЫМ РЕБЁНКОМ
- УХОД ЗА ГРУДНЫМ РЕБЁНКОМ. Грудным называют ребёнка в возрасте до одного года. Новорождённый весит в среднем 3100 — 3400 г. Мальчик обычно весит больше, чем девочка. Первые 3 — 4 дня после рождения ребёнок, как правило, несколько теряет в весе, затем начинает быстро восстанавливать вес и к 10 — 12 дню уже имеет свой первоначальный вес.
Вес ребёнка возрастает очень быстро и беспрерывно, если ребёнок здоров и имеет правильный уход и питание. Первые 3 месяца ребёнок обычно прибавляет в весе еженедельно 150 — 200 г, вторые 3 месяца 130 — 150 г. В общем к 6 месяцам вес ребёнка по сравнению с весом при рождении удваивается, а к 1 году утраивается (обычно к году ребёнок весит около 10 кг).Таблица 1.— Вес грудного ребёнка в граммах (цифры округлены).
Если ребёнок перестал прибавлять в весе, то значит не всё благополучно с его развитием: либо ему нужна другая пища, либо он мало бывает на воздухе, либо за ним плохой уход, а может быть он и болен. Иногда приостановка в весе может наблюдаться и у вполне здорового ребёнка после очень большой прибавки на предыдущей неделе.
Рост доношенного новорождённого ребёнка от 48 см до 52 см. К месяцу длина тела увеличивается на 1 — 3 см, а к году достигает примерно 72 — 74 см.
Голова ребёнка по отношению к туловищу очень велика: длина головы составляет 1/4 длины всего тела. Окружность головы новорождённого больше окружности груди; грудь уже на 1 — 3 см.
На голове ребёнка между лобными и теменными костями прощупывается не закрытый костями мягкий, т. наз. большой, родничок. Он закрывается примерно к 15 — 18 месяцам. Здоровый ребёнок начинает поднимать голову в 1,5 — 2 месяца; хорошо держит голову с 3 месяцев; сам хватает подвешенные над ним игрушки с 4 месяцев; с 7 — 8 месяцев самостоятельно садится и начинает ползать; в возрасте около года начинает ходить самостоятельно.
Зачатки зубов имеются уже у новорождённого, но прорезываются зубы значительно позже. См. статью Зубы.
Иногда при прорезывании зубов ребёнок капризничает, усиленно сосёт пальцы, теряет аппетит. Но следует знать, что «от зубов» не может быть ни жара, ни поноса, ни судорог, ни какого-либо значительного заболевания. Если такое заболевание совпадает с прорезыванием зубов, надо твёрдо знать, что это не от зубов, и немедленно обратиться к врачу.
Кормление ребёнка. Грудного ребёнка необходимо вскармливать грудью. Вскармливание грудью иначе называют «естественным» вскармливанием. Грудное молоко имеет соответствующую температуру и содержит все вещества (и в нужном количестве), которые необходимы для правильного питания ребёнка, — жиры, легко перевариваемые белки, сахар, соли и воду. В молоке, которое ребёнок получает непосредственно из груди матери, нет бактерий. В грудном молоке содержатся и витамины, которые необходимы для правильного роста и развития ребёнка. Кроме того, через грудное молоко ребёнку передаются от матери защитные вещества против разных болезней. Грудное молоко лучше всякой другой пищи переваривается ребёнком. При вскармливании грудью он лучше развивается, меньше болеет, легче переносит всякие заболевания. Дети, вскормленные без грудного молока, чаще болеют рахитом, поносом и тяжелее переносят заболевания.
Хорошее настроение матери, вкусная, разнообразная пища с достаточным количеством жидкости, ежедневные прогулки на свежем воздухе, нормальный сон, нетяжёлая работа — всё это способствует увеличению количества молока в молочных (грудных) железах. Нередко у матерей, которые имели мало молока, после того как они начинали ежедневно гулять, нормально спать и правильно питаться, количество молока резко увеличивалось. Иногда можно услышать: «У этой матери плохое молоко, надо прекратить кормление ребёнка грудью». Это неверно, для ребёнка лучше материнского молока ничего нет.Таблица 2.— Длина тела (рост) грудного ребёнка (в см).
Если в первое время (иногда в первые дни) после родов у матери нет ещё молока, не следует беспокоиться и волноваться. Настойчиво в определённое время нужно прикладывать ребёнка к груди, своим сосанием он будет способствовать появлению молока. Ни в коем случае нельзя прекращать попыток вызвать прилив молока. Чем сильнее сосёт ребёнок, тем больше прибывает молока. Если не прикладывать ребёнка к груди, молоко скоро может исчезнуть. Если, у матери мало молока и ребёнок голодает, всё же нельзя отлучать его от груди. Даже самое незначительное количество грудного молока делает ребёнка крепче, жизнеспособнее. Если матери кажется, что молока мало, надо обратиться за советом к врачу в детскую консультацию, где мать научат, что надо сделать, чтобы молока стало больше. В крайнем случае врач назначит на некоторое время прикорм или даст направление (если молока нет или очень мало) на получение грудного молока в консультации.
С первых же дней жизни надо приучить ребёнка к кормлению через определённые промежутки времени, кормлению по часам, строго соблюдая указания врача. Это необходимо и для здоровья ребёнка и для здоровья матери. Ни в коем случае нельзя кормить ребёнка беспорядочно «по крику».Пища в желудке ребёнка переваривается приблизительно 3 часа. Переварившись, пища поступает в кишечник. Когда желудок пуст, ребёнок кричит, просит есть; в это время и нужно его кормить на пустой желудок, каждые 3 часа днём.
Иногда, в зависимости от количества молока, состояния здоровья ребёнка и прибавления его веса, врач назначает ему кормление через каждые 2 часа, в других случаях—через 3,5 — 4 часа. Ребёнок через некоторое время привыкает к промежуткам между кормлениями и начинает требовать пищу в определённые часы.
Между одним кормлением и другим можно давать ребёнку только кипячёную воду без сахара — всякая пища в промежутке между кормлениями вредна ребёнку; она может нарушить его аппетит, испортить желудок и привести к потере веса.
Первые 3 месяца ребёнка обычно кормят 7 раз в сутки — через 3 часа днём с ночным промежутком в 6 часов. Этот ночной отдых необходим и ребёнку и матери. С 3 до 6 месяцев ребёнка кормят 6 раз в сутки: через 3 — 3,5 часа днём; с 6 — 7 месяцев—5 раз в сутки: через 3,5 часа днём; с 7 месяцев надо кормить ребёнка 4 раза в сутки: через 4 часа днём, с полным ночным Отдыхом в 11 — 12 часов.
Перед кормлением ребёнка прежде всего необходимо хорошенько вымыть руки. Раствором борной кислоты (чайная ложка на стакан кипячёной воды) или просто свежей кипячёной водой надо тщательно обмыть сосок, затем сесть поудобнее и приложить ребёнка к груди.
Во время кормления ребёнок должен свободно дышать носом; для этого надо 2 пальцами оттянуть грудь кверху, чтобы во время кормления она не закрывала ребёнку нос и не мешала ему дышать. Если у ребёнка заложен нос, перед кормлением следует прочистить ему нос фитильком из ваты, смазанным вазелином.
У груди ребёнка следует держать не более 15 — 20 минут. Больше всего молока ребёнок высасывает в первые 10 минут. Кормление дольше 15 — 20 минут мало даёт ребёнку, но отнимает у него много сил при сосании.
При кормлении необходимо чередовать груди: в одно кормление дать правую грудь, в другое — левую. Некоторые матери дают ребёнку в одно кормление обе груди. Этого делать нельзя, так как, получая обе груди, ребёнок не высасывает из них молоко, и оно остаётся в молочной железе. Давая ребёнку в одно кормление обе груди, можно уменьшить количество грудного молока. Чем лучше опоражнивается грудь, тем лучше она и наполняется.
Каждый раз после кормления необходимо сцедить остаток молока из той груди, из которой кормили ребёнка.Мать должна пользоваться установленными законом дополнительными перерывами в работе для кормления ребёнка грудью (см. Права матери и ребёнка). Она должна в этот перерыв прийти в ясли или домой, покормить ребёнка или же устроить так, чтобы ребёнка принесли ей на работу для кормления. Если этого сделать почему-либо нельзя, то перед уходом на работу мать должна покормить ребёнка одной грудью, а из другой груди сцедить молоко в чистую, прокипячённую или вымытую кипятком бутылочку и оставить его для следующего кормления ребёнка. Это молоко следует хранить в холодном месте.
Прикармливание ребёнка. Прикармливать ребёнка обычно надо с 5 — 6 месяцев. Время начала прикорма должен указать врач. Не следует затягивать начало прикорма свыше 6 месяцев, даже если грудного молока достаточно и оно как будто совершенно удовлетворяет ребёнка. С 6 месяцев ребёнок уже нуждается в некоторых солях и других веществах, которых нет в грудном молоке.
В зависимости от состояния здоровья ребёнка, от его особенностей каждому ребёнку назначается врачом нужный прикорм. Нельзя прикармливать ребёнка, не посоветовавшись с врачом консультации; о способах приготовления прикорма должна рассказать патронажная сестра консультации.
Одним из важнейших условий для сохранения здоровья ребёнка является чистота пищи и посуды ребёнка, так как опаснейшие микробы, вызывающие различные заболевания (дизентерию, брюшной тиф, понос и др.), могут попасть в организм ребёнка с загрязнённой пищей.
Ребёнок должен иметь отдельные посуду и полотенце. Посуду ребёнка надо тщательно мыть горячей водой (желательно с мылом), после мытья ополаскивать, переворачивая вверх дном, прикрывать от пыли или прятать в шкаф. Перед употреблением чистую посуду нужно ещё раз ополоснуть горячей водой.
Никто, даже мать, не должен пробовать пищу ребёнка его ложечкой. Надо набрать пробу ложечкой ребёнка, перелить в другую ложку и только тогда пробовать. Пища ребёнка должна быть защищена от загрязнения, пыли и в особенности от мух (см.).
Отлучать ребёнка от груди надо к году. Отлучать следует не сразу, а постепенно, сначала уменьшая количество кормлений грудью в сутки. Обычно перед отлучением ребёнка кормят грудью 2 раза в сутки: после первого и после последнего дневного прикорма. Летом нельзя отлучать ребёнка от груди, даже если ему исполнился год. Летняя жара особенно опасна для детей, которых не кормят грудью. Грудное молоко — лучшее предохраняющее средство и лекарство от поносов.
Уголок ребёнка. Чистота и свежий воздух — основные условия для развития здорового ребёнка. Лучшая комната в квартире, лучший уголок в комнате должны быть предоставлены ребёнку. В комнате должно быть достаточно воздуха и света. Мебель должна быть только самая необходимая, простая, легко поддающаяся чистке (см. Детский уголок).
Нельзя подметать комнату сухой щёткой или сухим веником, так как при этом поднимается пыль и ею дышит ребёнок. Пол и мебель надо протирать влажной тряпкой. Лучше всего на время уборки комнаты отправлять ребёнка гулять. Пока ребёнок гуляет, надо хорошо проветрить комнату. Зимой следует проветривать комнату не реже 2 раз в день: утром после сна и вечером перед сном. Летом окна целый день должны быть открыты настежь. Если условия позволяют, ребёнок должен и спать при открытых окнах.
Дети, живущие в жарко натопленной комнате, легче простужаются, скорее зябнут на воздухе. Наилучшая температура в комнате от + 18° до + 20°. В комнате, где находится ребёнок, нельзя курить.Ребёнок должен иметь отдельную кровать, ни в коем случае никто не должен спать в одной кровати с ним. В отдельной кроватке сон ребёнка спокойнее, здоровее. Лучше всего для ребёнка иметь металлическую или деревянную кровать с достаточно высокими стенками. Кровать должна быть с сеткой, чтобы ребёнок не падал, а когда придёт время, мог бы учиться ходить, держась за сетку. Можно устроить ребёнку постель и в чистой плетёной корзине, обшив её белой тканью, пропускающей воздух и легко стирающейся. Эту ткань надо стирать и менять так же часто, как бельё. Кроватью для ребёнка может служить и детская коляска. Надо только, чтобы она не качалась.
Матрац для маленького ребёнка надо тщательно мыть и проветривать. Очень хороши матрацы из морской травы, конского волоса и в особенности из нежных древесных стружек, применяемых для упаковки фруктов. Древесные стружки хороши ещё и тем, что они не дают пыли, а в то же время придают матрацу почти пружинную мягкость. Наволочка для матраца должна быть сделана из хорошо стирающейся материи. Желательно иметь в запасе матрацную наволочку на смену подмоченной. Не следует употреблять вместо матраца перинку, а также матрац из ваты.
Подушка грудному ребёнку ненужна. Ребёнок очень хорошо спит без всякой подушки, а большая подушка даже вредна ему. Ни в коем случае нельзя затягивать кровать ребёнка плотным пологом — одеялом, простынёй и т. п. Это лишает ребёнка свежего воздуха. Надо помнить, что грудной ребёнок спит значительную часть суток, и поэтому необходимо создать ему наиболее здоровые условия для сна. Постель надо держать в чистоте; необходимо ежедневно проветривать кровать и постельные принадлежности на воздухе на балконе или хотя бы в комнате при открытом окне или форточке.Кровать ребёнка лучше всего поставить посреди комнаты, чтобы к ней со всех сторон поступал воздух. Очень вредно, если кровать стоит в каком-нибудь углу, где мало воздуха, или если её закрывают от света занавеской или ширмами. Нельзя ставить кровать у печки, ребёнок привыкает к чрезмерному теплу, зябнет в другой части комнаты и быстро простужается. Нельзя ставить кровать ребёнка и у выходной двери.
Категорически запрещается укачивать ребёнка как на руках, так и в кровати: укачивание одурманивает ребёнка и сон его становится тяжёлым. Здоровый ребёнок хорошо засыпает и без укачивания. Даже если он уже привык к укачиванию, его можно в течение 5 — 6 дней, а то и быстрее приучить спать без укачивания.
Если ребёнок беспокоен, кричит, капризничает, надо выяснить причину этого, а не успокаивать его соской-пустышкой. Соска быстро грязнится, и ею легко можно занести в рот ребёнка инфекцию. Кроме того, сосание для ребёнка — это работа; оно отнимает у него много сил и отвлекает его внимание от окружающей жизни.
Нельзя протирать ребёнку рот, так как при этом можно занести инфекцию в организм ребёнка, например заразить его молочницей и даже туберкулёзом.
Не следует свивать ребёнка. Свивальник сдавливает грудь ребёнка и не даёт ей правильно расти и развиваться. Свивание мешает ребёнку свободно двигать ручками и ножками. Кроме того, от свивания кожа ребёнка легко подвергается опрелости (см.). Не следует верить глупым басням, что без свивальника у ребёнка искривятся ножки, что он будет плохо спать; ребёнок должен свободно двигать ручками и ножками, чтобы они окрепли и развились. У каждого новорождённого ребёнка замечается некоторая естественная кривизна ножек; при свободных движениях эта кривизна скорее исчезает.
Если ребёнок лежит без свивальника, воздух легко проникает через пелёнки к его коже. Воздух укрепляет кожу ребёнка, излечивает опрелости. Сухая кожа, легко заболевающая при свивании и при кутании ребёнка, под влиянием воздуха становится мягче, крепче, чище.
«Чистота — залог здоровья». Это всегда нужно помнить при уходе за грудным ребёнком. Грудного ребёнка, особенно в первые месяцы жизни, надо всячески беречь от заразы. Подходить к нему всегда следует с чистыми руками (предварительно вымытыми с мылом и щёткой).
Необходимо следить за чистотой ручек и самого ребёнка. У него они легко грязнятся, под ногтями скапливается грязь. В этой грязи могут быть самые разнообразные микробы. Ребёнок суёт ручки в рот, сосёт их; грязными ногтями ребёнок царапает своё тело, вносит в кожу заразу. Нужно чаще мыть ручки ребёнка, обрезать ему ножницами ногти.
Купание ребёнка. В первые 5 — 7 дней жизни ребёнка (до отпадения пуповины) общей ванны ребёнку не делают, а только обмывают его ежедневно тёплой кипячёной водой с мылом. Если пуповина не отпадёт через 7 дней, то следует посоветоваться с врачом, можно ли начать купать ребёнка. До заживления пупочной ранки его надо купать в кипячёной воде.
Ванночка может быть из самого разнообразного материала: цинковая, белая фаянсовая, эмалированная, даже деревянное корыто. Важно только, чтобы она хорошо очищалась и мылась; в ней нельзя стирать бельё, даже пелёнки ребёнка. Перед купанием и после него ванночку надо тщательно вымыть щёткой с мылом и ополоснуть горячей водой. После купания ванночку надо перевернуть вверх дном или прикрыть простынёй, чтобы она не пылилась.
Ребёнка до года следует купать ежедневно. Чистый ребёнок лучше ест, лучше спит и меньше капризничает.
Температура воды при купании должна быть + 35°, + 36°. В кувшине надо приготовить воду той же температуры (а для ребёнка с 4—6 месяцев на 1° ниже), чтобы облить ребёнка чистой водой. Первые 3 недели ребёнку нужно делать ванну потеплее (36° — 37°). Не следует пробовать воду наощупь — локтем, как это делают некоторые матери. Температуру воды обязательно надо измерять водяным термометром.
Ребёнка надо мыть мягким жирным, не раздражающим кожу ребёнка (лучше всего детским) мылом. Для купания и обмывания ребёнка лучше пользоваться куском гигроскопической ваты, мягкой тряпочкой или рукавичкой. Некоторые моют ребёнка губкой, но губка легко грязнится и плохо очищается.
Нельзя мыть лицо и глаза ребёнка водой из ванны; их надо мыть из отдельной специальной мисочки. Головку надо тщательно промывать, не оставляя на ней корок; если они не смываются тёплой водой, надо посоветоваться с врачом, как их удалить.
Ванна не должна утомлять ребёнка. Ребёнка до 6 месяцев можно держать в ванне 5 минут, детей постарше — не более 10 минут. По окончании ванны надо облить ребёнка чистой водой из кувшина и завернуть в простынку; обсушить осторожным прикладыванием простынки к телу, затем смазать вазелином глубокие складки тела и впадины (на шее, в паху, за ухом, подмышками). Можно также присыпать эти складки присыпкой — тальком (см.), или смазать прокипячённым и остуженным подсолнечным маслом.
Зимой лучше всего купать ребёнка вечером, перед сном. Летом можно купать в любое время дня; через полчаса — час после купания ребёнок уже может гулять. И летом и зимой ванну надо делать перед едой или во всяком случае не раньше чем через 2 часа после еды. Больше 1 раза в день купать ребёнка не рекомендуется. Подмывать ребёнка надо тёплой водой с мылом каждый раз, как он марается, а затем присыпать тальком. Можно постепенно приучить к подмыванию водой комнатной температуры.
Надо тщательно следить за чистотой ушей. После купания нужно хорошенько просушивать кожу за ушами и присыпать тальком. Купая ребёнка, надо следить, чтобы вода не попадала ему в уши. Для очистки ушей нельзя употреблять палочек, спичек, шпилек и других предметов. Прочищать ухо надо мягким фитильком из ваты. При малейшей течи из уха нужно немедленно обратиться к врачу.
Ежедневно промывать глаза ваткой, смоченной чистой кипячёной водой или раствором борной кислоты. Промывать глаза надо от наружного угла глаза к внутреннему, то есть от виска к носу. Для каждого глаза надо брать отдельную ватку.
Большое значение имеет уход за носом. При заложенном носе ребёнок дышит ртом, а это мешает ему сосать грудь. Кроме того, дыхание ртом вредно для здоровья. При дыхании носом лучше развивается грудная клетка и лёгкие. Когда ребёнок дышит носом, он лучше ест, лучше спит и меньше подвержен заболеваниям. Надо прочищать нос ребёнка фитильком из ваты, смазанным вазелином. Перед прогулкой обязательно прочистить нос. Если у ребёнка насморк (см.), необходимо посоветоваться с врачом, так как даже лёгкий насморк может нарушить правильное сосание. Лучшим средством против насморка является частое проветривание комнаты и прогулки на свежем воздухе. При появлении насморка надо сразу измерить ребёнку температуру. Если у ребёнка нет жара, не следует прекращать купания и при насморке.
Одежда ребёнка. Одевать ребёнка надо по погоде, не следует его кутать. Для ребёнка особенно опасно перегревание, так как при этом он легко простужается и часто страдает поносами.
Одежда ребёнка должна удовлетворять 3 основным требованиям: она должна быть достаточно тёплой, не должна стеснять движений ребёнка и должна быть лёгкой. Кроме того, одежда не должна препятствовать испарению пота и других выделений кожи. Одежда до 5 месяцев: распашонки, кофточки, пелёнки тёплые и летние, подгузники. Месяцев с пяти надо завести ребёнку штанишки и вязаные башмачки (см. статью Детская одежда).
Особенно вредно кутать ребёнка летом, он и без того слабеет от жары. Лёгкая распашонка и пелёночка — вот весь летний туалет грудного ребёнка. Не нужно приучать ребёнка к чепцу или косынке. Лучше, если он спит с непокрытой головкой.
Ни в коем случае нельзя подсушивать загрязнённые пелёнки. Высушенная пелёнка остаётся грязной, пахнет мочой, ребёнок дышит вредным запахом, а кожа его легко подвергается опрелости. Подмоченные пелёнки надо вымыть с мылом и прокипятить, а потом (сухие) прогладить с обеих сторон горячим утюгом. В крайнем случае пелёнки можно прополоскать в воде.
Закаливание ребёнка воздухом. С первых дней жизни надо приучить ребёнка к свежему воздуху. Свежий воздух возбуждает аппетит, укрепляет кожу и лёгкие ребёнка и предохраняет их от разных заболеваний. Чистый прохладный воздух закаляет организм ребёнка. Он помогает ему справиться и перенести без осложнений даже тяжёлые заразные болезни (корь, коклюш и т. п.). Правильно проведённое закаливание воздухом не влечёт за собой никакой опасности для ребёнка; оно приносит ему огромную пользу. Перегревание и переохлаждение тела вредны и опасны, так как кожа грудного ребёнка еще не умеет как следует регулировать тепло. Грудной ребёнок легко перегревается и охлаждается. Надо постепенно приучить его кожу к важной работе по теплорегуляции. Приступать к закаливанию ребёнка воздухом надо осторожно. Прежде всего надо поддерживать в комнате, где находится ребёнок, нормальную (не слишком высокую) температуру от + 18° до + 20°.
Перепелёнывая ребёнка, многие матери спешат, боятся охладить его тело, иногда даже согревают предварительно пелёнки у печки или батареи. Так делать не следует. Согретая пелёнка не даёт ребёнку привыкнуть к температуре окружающего воздуха. Дети чаще простужаются, боятся малейшего ветерка. Необходимо пользоваться каждой переменой пелёнок, чтобы приучить ребёнка к воздушной ванне. Надо менять пелёнки не спеша, чтобы ребёнок минуты 2 пролежал голеньким,— это и будет постепенным переходом к настоящей воздушной ванне, т. е. пребыванию ребёнка голым на воздухе.
Воздушная ванна при правильном её применении очень полезна и совершенно безопасна для ребенка. В холодное время года воздушную ванну нужно делать в комнате, а в тёплое время года — на дворе, в саду, в поле, в лесу. 2 — 3 раза в день ребёнка следует оставлять лежать совершенно голеньким сначала на 1 — 2 минуты, потом на 3 — 5 минут. Продолжительность воздушной ванны постепенно увеличивают до получаса в день, но нельзя допускать, чтобы ребёнок озяб; и начал икать.
В тёплое время года ребёнок может значительную часть дня лежать голеньким при открытых окнах; на дворе можно его держать голеньким или в лёгкой одежде — распашонке, пелёнке.
Прогулка. Зимой можно вынести ребёнка в первый раз на прогулку через 2 недели после рождения, а летом при хорошей погоде — можно даже на следующий день после рождения. Одевать ребёнка надо по погоде.
Зимой ребёнок должен быть хорошо одет (см. выше). Лицо надо оставить открытым или же- прикрыть лёгкой кисеёй или марлей в один слой (при первой прогулке). Первая прогулка разрешается лишь тогда, когда нет резкого ветра, продолжительность её — 2 — 3 минуты. Изо дня в день продолжительность прогулки увеличивается в зависимости от погоды.
Месячный ребёнок может находиться на воздухе зимой 35 — 40 минут в день. Когда он привыкнет к таким прогулкам, можно время прогулки увеличивать ежедневно на 5 — 10 — 15 минут; гулять с ребёнком 2 — 3 раза в день.
После 3 месяцев ребёнка зимой, если есть, возможность, хорошо держать на воздухе не менее 4 часов в день. При сильном морозе или резком ветре следует уменьшить продолжительность каждой прогулки, но чаще выносить ребёнка на воздух. Ребёнок должен бывать на воздухе ежедневно, во всякое время года, при всякой погоде, кроме сильной метели или дождя. В зависимости от местности, где проживает ребёнок, от одежды ребёнка, постепенного привыкания к прогулке и тщательного наблюдения за ребёнком во время прогулки можно оставлять его на воздухе и при морозе, но при отсутствии сильного ветра.
Нельзя держать детей всё время в комнате. Ребёнок, которого держат в комнате, без свежего воздуха, бледен, раздражителен, капризничает, плохо ест. Прохладный чистый воздух освежает ребёнка; он очень быстро засыпает на воздухе-здоровым, бодрящим, укрепляющим сном. Если ребёнок тепло одет, сон на воздухе зимой принесёт ему только пользу. Спать он может на руках или в коляске; не следует класть его на крыльцо дома или на низкие санки.
Измерение температуры. Чтобы узнать возможно точнее температуру ребёнка, лучше всего измерить её в заднем проходе. Можно, измерить температуру и в паху и подмышкой, как это делают у взрослых. Но для такого измерения требуется около 10 минут, а грудного ребёнка трудно удержать спокойным в течение такого продолжительного времени, да и температура будет не вполне точной.
Для измерения температуры в заднем проходе кончик термометра смазывают вазелином, ребёнка кладут на бочок, левой рукой придерживают его ножки, а правой осторожно вводят термометр в задний проход. Когда ртутный столбик перестаёт повышаться (минуты через 3), термометр вынимают.
Воспитание грудного ребёнка. Воспитание ребёнка начинается с первых же дней его жизни. Надо с раннего детства привить ребёнку здоровые навыки, приучить его к правильному режиму: определённому времени для кормления,сна, прогулки, бодрствования. Ребёнок приучается к порядку и спокойно лежит в перерывах между кормлениями. Необходим также определённый ночной перерыв в еде — это приучает ребёнка спокойно спать, а матери даёт возможность отдохнуть. Ребёнок нуждается в том, чтобы с ним беседовали, нуждается в ласке, в том, чтобы его иногда поносили на руках, — можно его побаловать, поносить, Но всему должно быть своё время — не следует приучать ребёнка быть весь день на руках, в противном случае не будет покоя ни матери, ни самому ребёнку.
Ребёнок должен привыкнуть лежать в кроватке один, должен уметь сам развлечься, позабавиться своими ножками, разглядеть и изучить свои ручки, познакомиться и с игрушкой.
Нельзя укачивать ребёнка, вредно трясти его на руках, возить долго в коляске, чтобы его усыпить, — здоровый ребёнок должен засыпать сам в любой обстановке. Когда положили ребёнка спать, не нужно в это время ни затемнять комнаты, ни добиваться - абсолютной тишины. Конечно не нужен лишний шум. Лучше всего и скорее всего ребёнок засыпает на открытом свежем воздухе или в хорошо проветренной комнате. Режим дня ребёнка меняется с возрастом.
Если ребёнок кричит, надо узнать причину этого. Возможно, что он кричит оттого, что помарался; возможно, ему мешает складка одеяльца или пелёнки, или завелись насекомые, или газы беспокоят, а может быть ему пора есть.
Никогда не следует кричать на ребёнка, шлёпать его или бить. Часто ребёнок не понимает, чего от него хотят. Лаской, терпением, спокойным отношением и настойчиво проводимым правильным режимом можно заставить ребёнка понимать вас и выполнять ваши требования.
Ребёнка надо систематически, изо дня в день приучать к чистоте, вырабатывать в нём здоровые привычки. Ежедневная ванна, подмывание, умывание лица и мытьё ручек приучают ребёнка к воде; он начинает радоваться ванне, с удовольствием плещется в воде. Не следует оставлять ребёнка спать в мокром, надо приучить его к частой смене белья, к чистоте одежды, и ребёнок сам криком известит мать, что он помарался, что ему неприятно лежать в грязи.
С 4 — 5 месяцев надо приучать ребёнка проситься «на горшочек». Постараться вовремя — обычно до и после кормления, перед сном и после сна, подержать ребёнка над горшком, похвалить, приласкать его, когда он помочится. Ребёнок поймёт, в чём дело, и сам начнёт проситься.
Очень важно всячески развивать двигательные способности ребёнка, но при этом надо соблюдать некоторую осторожность. Если посадить ребёнка раньше времени, когда его тельце еще не окрепло, он, хотя и обложенный подушками, будет сидеть сгорбившись, ссутулившись, — в результате может искривиться позвоночник. Если преждевременно начать учить ребёнка ходить, то это может вызвать искривление ножек. С 2,5 — 3 месяцев надо класть ребёнка на живот — это самое здоровое положение ребёнка в этом возрасте. Положение на животе укрепляет мышцы шеи, спинку, ножки да и самому ребёнку нравится. Через некоторое время ребёнок сам начинает переворачиваться на живот и подолгу лежит в таком положении. Класть ребёнка на живот надо на чём-либо жёстком, не на подушке, и нельзя оставлять его в это время без присмотра.
Надо поощрять ползание ребёнка. Когда он начинает ползать, надо застлать диван или большую кровать или уголок комнаты какой-либо тканью, положить на неё игрушки и дать возможность ребёнку дотянуться до игрушек, поползать.
Игрушки ребёнка. Игрушки ребёнку нужны, но не следует покупать ему дорогих игрушек. У ребёнка не должно быть сразу много игрушек, ему нужно дать возможность сосредоточиться на одной игрушке, разглядеть её, изучить. Большое количество игрушек утомляет. Игрушка должна быть ребёнку под силу, не очень тяжёлой, он должен легко и свободно играть ею, но не следует давать ему очень мелких вещей, которые он может проглотить и которыми он может подавиться. Игрушки не должны иметь острых углов, чтобы ребёнок не порезался. Можно дать ребёнку и цветную игрушку, но покрытую прочной, несмывающейся краской. Надо всегда помнить, что игрушку ребёнок пробует ртом. Лучше всего для ребёнка игрушки из резины, целлулоида, дерева и кости. Игрушки надо мыть тёплой водой с мылом. Не следует давать ребёнку игрушку, упавшую на пол, не вымыв её.
Игрушки из папье-маше, игрушки, покрытые волосами, шерстью (зайцы, мохнатые «мишки» и т. п.), грудному ребёнку давать запрещается. Правильно подобранная игрушка способствует правильному росту и развитию ребёнка. См. статью Игрушки.
Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Большая Советская Энциклопедия. Под ред. А. Ф. Ахабадзе, А. Л. Грекулова . 1976.