- МАЛЯРНЫЕ РАБОТЫ
- МАЛЯРНЫЕ РАБОТЫ (при ремонте помещений). Малярные работы занимают значительное место при ремонте помещений и завершают почти все ремонтные работы (ремонт штукатурки, навеска дверей, замена радиаторов центрального отопления и т. д.). Для окрашивания внутри зданий чаще применяются водные (клеевые и известковые) и масляные краски, реже — эмалевые, казеиновые, силикатные и др. При больших объёмах малярных работ широко применяются механизмы и механизированный инструмент — краскотёрки, пистолеты - распылители и т. п. При малых объёмах работы (например, при ремонте, осуществляемом силами жильцов) окраска часто производится вручную.
Кисти. Для ручной окраски применяют щетинные и волосяные кисти разных видов и размеров (рис. 1): большие круглые маховые кисти с длинным волосом и макловицы (щётки) на длинных деревянных ручках для окраски стен, потолков и других больших поверхностей; малые кисти - ручники, трафаретные, филёночные — для окраски малых поверхностей по трафаретам, проведения узких полосок (филёнок); флейцы — плоские кисти из мягкого волоса — для сглаживания следов кисти на свежеокрашенной поверхности; торцовые кисти (щётки с длинной щетиной) — для придания зернистого вида окрашенной поверхности (ударами по поверхности торцом кисти). Новые маховые кисти и ручники перед употреблением обвязывают (обматывают) крепким шпагатом на 1/2 длины волоса; кисти для клеевых окрасок обвязывают менее туго, чем для масляных. По мере износа (укорочения) волоса обвязку уменьшают. После клеевой краски (при долговременном перерыве) кисть тщательно моют в тёплой воде, в которой растворено немного соды (лучше — распустив вязку); споласкивают в мыльной воде и затем просушивают, подвешивая волосом вниз. После масляной окраски кисть с присохшей краской опускают в банку с нашатырным спиртом, керосином, скипидаром или другим растворителем. Когда кисть немного отмокнет, разминают волос (щетину) руками и промывают.Посуда для краски. Краску разводят в вёдрах или банках. Однако хранить краску длительное время в открытой посуде нельзя, рекомендуется пользоваться плотно закрываемыми бидонами или банками. Заполнять посуду краской следует не более чем на 80% её ёмкости, так как от повышения температуры краска расширяется. Закрывая крышку, нужно нажать на её края в двух местах одновременно; если крышка не входит, надо тряпкой, смоченной в растворителе, вытереть края банки и крышки, положить поверх крышки деревянный брусок и слегка пристукнуть молотком. Открывать банку с краской нужно осторожно, чтобы не помять крышки и краёв отверстия банки. Если при открывании банки на поверхности краски обнаружится плёнка, нужно, осторожно надрезав плёнку, выбросить её, только после этого можно размешивать краску гладкой чистой палкой или столовой ложкой; ложку затем следует вымыть в растворителе и промыть с мылом.
Выбор цвета для окраски. Жилые комнаты не следует красить слишком яркими красками; особенно неудачна яркая окраска маленьких комнат; мрачные тёмные цвета тоже не рекомендуются. Для окраски стен лучше подбирать неяркие, но светлые спокойные тона: жёлтый, оранжевый, зелёный или переходные к ним. Чем лучше освещённость комнаты, тем более тёмный тон краски может быть принят. Для комнат, окна которых выходят на солнечную сторону, желательна окраска в синий (неяркий) и зелёный тона. Комнаты, менее освещенные, лучше красить в жёлтые, оранжевые тона. При окраске стен в 2 цвета нижнюю часть стены (панель) обычно красят в более тёмный цвет.
Потолки следует красить в светлый тон, лучше белый (мелом) с подсинькой. Голубоватую окраску потолка можно рекомендовать для больших, хорошо освещенных комнат; для низких, плохо освещенных комнат лучше применять желтоватую или слабо - оранжевую окраску. Тёмные тона в окраске стен при широкой светлой полосе под потолком создают впечатление отдалённости, т. е. как бы расширяют комнату. Для лучшей ориентировки в подборе цвета окраски — «колера» — служат колерные книжки (набор образцов различных расцветок, с приложением рецептуры состава красок). Подбор и приготовление колера являются важной частью малярных работ.
Подготовка помещения для малярных работ. До начала малярных работ в помещении должны быть закончены ремонт и просушка штукатурки (известковую окраску можно наносить по невысохшей штукатурке); пригонка и остекление оконных переплётов; пригонка и навеска дверей; подгонка и исправление полов. Окрашиваемые поверхности следует очистить от пыли; пол помещения покрыть бумагой, рогожей или засыпать опилками.Окраска водными красками. Водные краски применяют для окрашивания по штукатурке, камню, кирпичу, иногда по дереву. Металлические предметы водными красками красить нельзя. Водные краски дешевле масляных (самая дешёвая — известковая), но прочность на истирание их мала (краски пачкают). Клеевую краску применяют только для внутренних поверхностей, не подверженных увлажнению, гл. обр. по штукатурке. В сырых помещениях лучше всего применять известковую краску. Перед клеевой окраской ранее окрашенные водными красками оштукатуренные поверхности следует промыть тёплой водой, предварительно разрезав (расширив) трещины в штукатурке; при большой толщине слоя старой краски её осторожно счищают металлическим скребком, предварительно смочив тёплой водой; после высыхания промытой поверхности все трещины и щели нужно заделать густой шпаклёвкой («подмазкой»).
Слой старой силикатной и казеиновой краски, а также ржавые пятна и пятна копоти смывают 2 — 3-процентным раствором соляной кислоты; жировые пятна промывают 2 - процентным содовым раствором и затем водой. Если пятна при промывке не исчезнут, её повторяют снова. При сильной законченности и загрязнённости штукатурки поверхность её перетирают известью с мелким песком, в отдельных местах даже отбивают и оштукатуривают заново.
Для получения ровного тона окраски поверхности предварительно производят огрунтовку её — нанесение подготовительного слоя. Для приготовления грунтовки под известковую окраску 2,5 кг известкового теста разводят в 5 л воды, добавляют раствор 50 — 100 г поваренной соли (или 200 г квасцов) в кипятке и размешивают, доливая воды до общего объёма 10 л, затем грунтовку желательно процедить через мелкое сито.
Для приготовления грунтовки под клеевую окраску 200 — 300 г медного купороса растворяют в 2 л горячей воды (в деревянной посуде). Отдельно приготовляют 10-процентный клеевой раствор: 200 г малярного клея заранее размачивают в воде, затем кипятят, снимая пену; когда состав станет прозрачным, его процеживают и добавляют воды (до 2 л); в тёплый клеевой раствор добавляют 250 г мыла хозяйственного и 30 г олифы (лучше натуральной), быстро перемешивая. В полученную клеевую эмульсию добавляют приготовленный раствор медного купороса, доливают воды до объёма 10 л, после чего смесь размешивают и добавляют к ней 2 — 3 кг просеянного мела. Готовую смесь процеживают через сито. Применяются и другие составы грунтовок под водные краски.Грунтовку набирают из ведра, вращая ручку кисти между ладонями, затем отжимают излишек о стенку ведра или о натянутую поперёк ведра проволоку и наносят грунтовку на поверхность, слегка касаясь её торцом кисти и постепенно поворачивая кисть вокруг оси. Грунтовку лучше наносить в 2 приёма, второй раз — после просушки первого слоя; при этом мазки кисти во второй раз должны быть направлены под прямым углом по отношению к мазкам первого слоя, а именно: на стенах — вертикально, а на потолках — параллельно лучам света.
Для получения высококачественной окраски после грунтовки делают сплошное шпаклевание - выравнивание поверхности нанесением тонкого слоя мастики (шпаклёвки).
Шпаклёвку под клеевую окраску можно приготовить из грунтовки (см. выше) с добавлениемк ней 1,5 л 10 - процентного раствора клея и необходимого количества молотого мела до получения нужной густоты. Можно применить шпаклёвку (клеевую или масляную) такого же состава, как и под масляную окраску (см. ниже).
Для нанесения шпаклёвки применяют шпатель — деревянную лопатку со скошенным концом и заострённым краем; шпаклёвку намазывают на поверхность тонким слоем, держа шпатель под углом к поверхности (рис. 2).
Прошпаклёванную поверхность после высыхания «пемзуют» — выравнивают пемзой (или шкуркой), сметают пыль, после чего приступают к окраске.
Для составления клеевой краски мел кладут в тару и замачивают его до сметанообразного состояния, заливая водой (примерно 40% от веса сухого мела) так, чтобы она только покрыла мел (излишек воды вредит приготовлению краски). К замоченному мелу постепенно добавляют выбранную краску (красящий пигмент), тоже замоченную водой, и помешивают. После каждого добавления пигмента делают пробу, сличая её с образцом. Подобрав нужный оттенок колера, добавляют 20-процентный раствор клея до нужной густоты. Если краска полностью покрывает опущенную в неё оструганную палку и стекает с неё ровной струёй, то густота краски достаточна; если на палке получаются местами просветы, значит краска слишком жидка и в неё нужно добавить мел и пигменты. Для приготовления раствора клея его замачивают в холодной воде в течение суток, затем кипятят, снимая пену. При двукратной окраске во второй раз клея надо класть меньше, чем в первый раз, иначе краска будет лупиться.
При окраске в светлые тона вместо клея лучше применять мучной клейстер. Клеевую краску хорошо наносить тёплой: она лучше сходит с кисти; при этом колер для второго слоя должен быть «холоднее», чем для первого.
При нанесении краски кистью следует водить не более двух раз по одному месту. Стены следует красить движением кисти сверху вниз (рис. 3),а при двукратной окраске — сначала горизонтально (слева направо), а потом сверху вниз. Потолок красят так, чтобы мазки были направлены по ходу лучей света (от окон). Окраску помещения данным колером лучше заканчивать за один день, иначе трудно будет повторить тот же тон.
Для обычной (простой) клеевой окраски стен по ранее окрашенной или перетёртой штукатурке на 10 м2 поверхности требуется около 2,5 кг мела, 200 г сухой краски и соответствующее количество других материалов.
Для приготовления известковой краски 2 — 3 кг жирной гашёной извести разводят в небольшом количестве воды и добавляют заранее замоченные в воде сухие устойчивые красители (охру, мумию и т. д.), а также раствор в воде 50 — 100 г поваренной соли или 150 — 200 г квасцов, непрерывно перемешивая смесь в процессе добавления. Затем полученный состав разбавляют водой до 10 л.
Кроме известковой окраски, хорошо применять в сырых помещениях цементно-церезитовый состав: 1 часть церезита и 10 частей цемента разводятся водой до малярной густоты; к церезиту полезно добавлять немного олифы (4 — 5% от веса церезита).
Окраска масляными красками. Масляные краски применяют для окраски деревянных частей, оштукатуренных поверхностей и металлических предметов. Очистку поверхности, ранее окрашенной водными красками, производят так же, как перед окраской водными красками (см. выше). Если поверхность была ранее окрашена масляной краской, то нужно прежде всего проверить, хорошо ли держится старая краска; если она держится хорошо, её промывают 2-процентным раствором соды.
Потемневшую поверхность старой масляной окраски иногда бывает достаточно хорошо промыть, чтобы на некоторое время отпала необходимость окраски. Для промывки пользуются 3 вёдрами: в одном разводят щёлок (мыло или бельевую соду — 200 — 300 г на ведро горячей воды); во второе ведро наливают горячую чистую воду. Тряпкой, смоченной в щёлоке, протирают (снизу вверх) небольшой участок загрязнённой окраски; затем второй тряпкой, смоченной в чистой воде, смывают грязь, растворённую щёлоком, и грязную тряпку выжимают в третье (порожнее) ведро. Тряпку промывают в чистой воде, выжимают и протирают насухо очищаемую поверхность.
Если старая масляная краска сморщилась, то её соскабливают или выжигают огнём паяльной лампы; вспучившуюся краску счищают шпателем.
Металлические предметы и части следует очистить стальными щётками и тщательно обмести пыль.
После очистки и промывки поверхность следует проолифить и прошпаклевать с последующей (после просушки) шлифовкой пемзой. Для проолифки рекомендуется на 1 кг олифы прибавлять 50 — 100 г сухого пигмента (охры, мумии, сурика) и столько же растворителя (скипидара, лакового керосина и др.).
Шпаклёвку (и шлифовку) можно делать дважды, тогда краска будет ложиться ровнее и её потребуется меньше. Можно применять клеевую шпаклёвку или масляную (последнюю — в сырых местах). Для приготовления клеевой шпаклёвки 200 г клея варят в 0,8 — 1,0 л воды до получения раствора и затем прибавляют мел, тщательно перемешивая, до получения полужидкой массы. Для ускорения высыхания хорошо добавлять в состав 40 — 50 г олифы. Мел для шпаклёвки желательно отмочить, чтобы отделить примесь песка; порошок мела заливают в посуде водой, размешивают и отстаивают. Когда вода сделается чистой, её осторожно сливают, не взмучивая мела. На дне остаётся слой мела, а под ним слой песка. Мел осторожно снимают с песка шпателем и просушивают.
Масляную шпаклёвку приготовляют смешиванием олифы (500 г), сиккатива жидкого (50 г), скипидара (100 г), клея животного (10-процентного раствора — 100 г), мыла жидкого (10 г) и мела (в количестве, необходимом для нужной густоты, около 2,5 кг). Если шпаклёвка получилась слишком густой, добавляют олифу.
После шпаклевания поверхность следует огрунтовать горячей олифой, желательно с добавлением в неё тёртых пигментов (красителей) по цветам, близким к цвету будущей окраски. После того как грунтовка просохнет и не будет давать «отлипа» при лёгком нажиме пальца, можно приступить к окраске.
Масляные краски изготовляют на заводах в разведённом виде или в виде густотёртых паст. Их разбавляют олифой до необходимой густоты на месте работ. Красить надо тонкими слоями, держа кисть перпендикулярно окрашиваемой поверхности; краску наносят широкими мазками, а затем растушёвывают сначала горизонтальными штрихами, а потом вертикальными, после чего поверхность разделывают начисто плоской кистью — флейцем, или щёткой-торцовкой. Окраску выполняют в 2 — 3 приёма, каждый раз лишь после того, как высохнет предыдущий слой; при этом предыдущий слой окраски следует прошлифовать.
Чтобы олифа или краска сохли быстрее, в них иногда добавляют «сушку», т. е. вещества, ускоряющие высыхание (сиккатив, льняное масло, сурик). Следует иметь в виду, что чрезмерное добавление «сушки» уменьшает прочность краски.
Масляные краски во многих случаях можно заменить эмалевыми.
Эмалевые краски приготовляются на заводе. На месте работ их можно только разбавить растворителями (скипидаром, лаковым керосином, сольвентом и др.) до необходимой густоты. Промышленность выпускает эмалевые краски различных составов — для различных условий применения. Эмалевые краски общего употребления (масляные и глифталевые) применяют для окраски внутри помещений по металлу, дереву и штукатурке. Однако этими красками не окрашивают тех поверхностей, которые могут подвергаться действию влаги (оконные переплёты, наружные двери), керосина, бензина и других нефтепродуктов, а также действию повышенных температур (радиаторы отопления, печи). Шпаклёвку и грунтовку поверхности под эмалевую окраску производят теми же составами, что и под масляную окраску. Подготовленную под краску поверхность рекомендуется прошлифовать мелкой шкуркой и затем протереть; после просушки первого слоя краски поверхность прошлифовать шкуркой.Лит.: Животовский Л. С, Отделка жилых помещений, М. — Л., 1950; Менделевич И. Р. и Полянская Е. М., Памятка по малярным, стекольным и обойным работам при ремонте жилых зданий, М. — Л., 1948; 3авражин Н. М., Малярные, обойные и стекольные работы, 2 изд., М., 1954; Кузнецов Н. Д. и Скотников В. Е., Пособие для индивидуального застройщика, М., 1956.
Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Большая Советская Энциклопедия. Под ред. А. Ф. Ахабадзе, А. Л. Грекулова . 1976.