- ВЫШИВКА МАШИННАЯ
- ВЫШИВКА МАШИННАЯ — вышивка, выполняемая на швейной, лучше ножной или электрической машине. Наиболее удобны для этого машины с центральной шпулькой класса 1-А. При вышивании с машины снимаются нажимательиая лапка и зубцы. Если вышивание производится со специальной выпуклой пластиной, зубцы можно опустить, не снимая. Натяжение ниток при различных видах вышивки различно. Вышивка делается в круглых пяльцах бумажными и шёлковыми нитками иголкой № 0. В отличие от запяливания ткани при ручной вышивке, рисунок должен находиться внутри пяльцев так, чтобы ткань могла плотно лечь на платформу машины. Ткань в пяльцах должна быть натянута равномерно и туго.
Рисунок на ткань переводится одним из способов, указанных в статье Вышивка ручная (см.), или через тонкую бумагу. Тонкую бумагу с переведённым на неё рисунком примётывают к ткани, затем ткань с примётанной бумагой затягивают в пяльцы и обстрачивают на машине контур рисунка, после чего бумагу обрывают.
Машинная вышивка подразделяется в основном на ажурную и вышивку цветной гладью.
Ажурная вышивка является наиболее распространённой. При этом виде вышивки нижняя нить затягивается несколько туже, чем верхняя. Контур рисунка обстрачивается ниткой № 80, 60. После обстрочки в местах, где должны быть бриды, вырезают небольшие продольные кусочки ткани (шириной примерно в 1 см). Затем рисунок обшивают гладьевым валиком: по обстроченному контуру рисунка прокладывают нитку А 10 (т. наз. прокладку) и обшивают её поперёк частыми мелкими стежками, образующими плотный выпуклый валик. В вырезанных местах воздушным швом прошивается брида, затем вместе с прокладкой она обшивается, как валик. Для украшения на бридах делают петельки, накидывая на булавку нитку прокладки (рис. 1). Не вынимая булавки, петельку закрепляют на бриде 2 — 3 ударами иголки, затем продолжают обшивать бриду.Машинная ажурная вышивка обычно дополняется гладью с настилом (см. ниже), насыпью, сетками и др. Насыпь, или бисерный шов, имеет вид спиралевидных колечек, заходящих друг за друга.
Мережки, строчки и различные воздушные ажуры выполняются так же, как и при ручной вышивке с предварительным выдёргиванием нитей ткани или вырезыванием её отдельных частей. Для мережки «столбик» сначала закрепляют нитку несколькими ударами иголки, затем, перешагнув через 3 — 4 нити, делают удар иголкой в пустое пространство, возвращаются и делают удар в пространство перед первой нитью, следующий удар — в ткань, захватывая 1 — 2 горизонтальные нити. Стянув верхнюю и нижнюю машинные нити, получают столбик. Стягивание столбиков в пучки по середине мережек производится 5 ударами иголки. Если в местах стягивания нужно получить «паучки», то пяльцы двигают так, чтобы иголка бегала вокруг вышиваемого «паучка». Если удары иголкой делают между пучками нитей, то «паучок» получится в виде плетёного кружочка. Примерно этими же приёмами наносятся разнообразные узоры на строчевую сетку, которую вначале обвивают по диагонали, начиная с верхнего левого угла.
По сетке и вырезанным в ткани квадратным, прямоугольным и круглым отверстиям можно вышивать все сквозные швы, описанные в статье Вышивка ручная (см.), а также любые другие ажурные узоры (рис.2).После того как рисунок полностью вышит, изделие стирают, гладят и подлежащие удалению места ткани аккуратно вырезают ножницами.
Вышивка цветной гладью. При вышивке гладью на машине нижняя нить затягивается туже, чем верхняя, однако натяжение обеих нитей должно быть свободнее, чем для других работ. Вверх заправляются обычно цветные нитки мулине, а в челнок — швейные нитки № 80. Виды машинной цветной глади очень разнообразны и красивы.
Гладь лёгкая без настила. Материал туго запяливается в пяльцы и контур рисунка обстрачивается. Гладь настилается по форме рисунка стежками, плотно прилегающими друг к другу.
Гладь с настилом. Внутри отдельных деталей рисунка делается настил мелкой плетёной строчкой в направлении, противоположном глади. Сверху настила делается гладь. От плотности настила зависит выпуклость глади.
Атласное шитьё — декоративный вид цветной вышивки, применяется для украшения диванных подушек, портьер, скатертей. После обстрочки контура рисунка стежки (длиной 5 — 7 мм) кладутся по диагонали с левого угла к правому, при обратном ходе они кладутся в раскол предыдущим.
Русская гладь в машинном исполнении чаще всего применяется на крупных изделиях (например, на занавесях). Стежки (длиной 5 — 8 мм) кладут по прямой нити в вертикальном или горизонтальном направлениях.
Геометрическая гладь выполняется по прямой нити ткани.
Многотонной гладью обычно вышивают растительный орнамент. Этот вид вышивки лучше выполнять в одной гамме тонов. После обстрочки контура стежки первого тона ниток делают различной длины с небольшими промежутками, второй тон ниток входит в эти промежутки. Можно ввести 2 — 3 тона и больше.
Гладь прикрепом. Декоративный вид вышивки для всех видов изделий. В зависимости от величины вышиваемого изделия меняется толщина прикрепляемой нитки. Сначала прострачивается контур рисунка, затем в челнок заправляется швейная нитка № 80, вверх ставится цветная нитка того тона, которым вышивается изделие. После обстрочки берётся цветная нитка и выкладывается по форме рисунка, а в тех местах, где её нужно повернуть в обратную сторону, она прикрепляется. Благодаря тому, что вверху идёт нитка того же тона, места прикрепления незаметны.
Аппликация применяется для украшения портьер, диванных подушек, ковриков, платьев, нижнего женского белья. Для этой вышивки можно использовать самые маленькие кусочки цветной материи. Рисунок переводят на левую сторону изделия и вручную редко обмётывают светлой ниткой, чтобы обозначить места вышивки на правой стороне. Кусочек ткани аккуратно примётывают на правую сторону изделия. После этого изделие запяливают левой стороной кверху, обстрачивают контур рисунка, прошивают редким валиком без прокладки и вырезают ненужную ткань. Затем изделие впяливают уже лицевой стороной и контур рисунка обстрачивают валиком с прокладкой по ранее обстроченному контуру.
Лит.: Машинная ажурная вышивка, вып. 4, Л., 1955 (Н.и. ин-т худож. пром. Роспромсовета).
Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Большая Советская Энциклопедия. Под ред. А. Ф. Ахабадзе, А. Л. Грекулова . 1976.