- ВЫШИВКА РУЧНАЯ
- ВЫШИВКА РУЧНАЯ — один из самых распространённых видов рукоделия. Для вышивания необходимо иметь нитки, ткань, иглу (короткую с широким ушком), ножницы, напёрсток и пяльцы. Пяльцы бывают прямоугольные и круглые (наиболее употребительные). Круглые пяльцы состоят из двух обручей, на меньший накладывается ткань и зажимается большим обручем.
Швы, которыми вышивают, можно разделить на счётные, выполняемые по счёту нитей ткани, и свободные, которыми шьют по предварительно нанесённому контуру рисунка. Счётные вышивки удобнее делать по полотну и другим тканям полотняного переплетения, на которых нетрудно производить отсчёт нитей. Счётными швами обычно вышивают рисунки геометрического характера (с прямыми линиями). Свободные швы позволяют вышивать рисунки с криволинейными контурами на любых тканях. Чаще всего они применяются для воспроизведения растительпого орнамента.Счётные вышивки.
Вышивки по счёту нитей ткани (к ним относится большинство старинных народных швов) делятся на: 1) сквозные, или строчевые, выполняемые на ткани, разреженной путём выдёргивания нитей, и 2) вышивки по целой ткани, называемые также глухими.
Сквозные счётные вышивки. Мережки. Мережку делают по выдернутым только в одну сторонунитям. Мережка часто входит в различные виды вышивки, но применяется также и как самостоятельный вид украшения ткани. Ход рабочей нитки (т. е. нитки, которой шьют) показан на рисунках. К простейшим мережкам относятся: столбик (рис. 1; цифрами показан ход рабочей нитки), козлик (рис. 2), жучок (рис. 3); сложнее — мережка «подстрочка» (рис.4; цифрами показан ход рабочей нитки) и сновочные мережки. Пустые углы, получающиеся в местах соединения продольных и поперечных мережек, заполняются паучками (рис. 5). Наиболее сложными являются сновочные мережки (рис. 6).
Строчка-перевить. Основой этого вида вышивки является сетка, на которую наносится рисунок. Сетка подготавливается" следующим образом: по контуру будущего узора выдёргивается одна нить, по ней пропускают при помощи иголки цветную нитку, считая при этом захватываемые иголкой нити ткани, например: 3 на иголку, 3 под иголку. После этого ткань вставляется в пяльцы, поднятые на цветную нитку продольные ипоперечные нити ткани подрезаются и выдёргиваются. Затем производят перевивку сетки рабочей ниткой по диагонали (рис. 7. а — место начала вышивки).
Более простое приёмы заполнения сетки: настил — переплетение нитками клеточек в одном направлении (рис. 8).
Штопка — переплетение нитками клеточек в горизонтальном и вертикальном направлениях; штопка бывает одинарная (рис. 9) и двойная (рис. 10).
Паутинка — нитка, перевивая сетку, одновременно делает в её клеточках воздушные петли, двигаясь по диагонали то направо вверх, то налево вниз (рис. 11).Стлань — штопка по неперевитой сетке, создающая впечатление ненарушенной ткани. В народной вышивке среднерусской полосы стлань сочетается обычно с цветной перевитью. Фигуры рисунка выполняются стланью, а фон — плотно (в несколько раз на каждом столбике) перевивается цветными нитками, преимущественно красными (рис. 12).
Гипюры — строчевые вышивки по более крупной, по сравнению со строчкой-перевитью, сетке со сложными так наз. разделками.
Горьковские гипюры вышиваются по крупной, перевитой один раз сетке (рис. 13). На фоне, зашитом тонкой катушечной ниткой по диагонали особым швом («тенью», рис. 14), помещаются ромбической формы фигуры исполненные сочетанием различных так наз. разделок: сеточек, сновочек, плотных звёздочек, паучков, штопки, ромбиков, уголков и т. д. (рис. 15), а также крупными,идущими через несколько клеток стежками. Разделки выполняются нитками мулине. Клеточки вокруг фигур оставляются свободными, благодаря чему фигуры не сливаются с фоном.
Так называемая крестецкая строчка имеет много разновидностей: рассыпной гипюр, «мыльный пузырь», «тарлата» и наиболее сложные — сновки и «вологодское стекло».
Рассыпной гипюр (рис. 16) делается по крупной сетке сочетанием крупных и мелких паучков, длинных сновок и штопки.Сновки могут выполняться по очень крупной сетке и (более сложные и крупные узоры) по целиком вырезанным в ткани квадратам. И в том и в другом случае для получения сновочных мотивов в пустых квадратах протягиваются нити в разных направлениях, перекрещивающиеся в центре, и затем перевиваются настилом, образуя рисунок в виде розеток или звёзд.
«Вологодское стекло»: на ткани намечают квадрат, делят его на 4 части, оставляя между ними по 6 — 8 нитей ткани, остальное вырезают. По диагоналям прокладывают в несколько рядов рабочие нитки и обшивают их настилом. После этого настилают дополнительные нитки согласно рисунку, заделывают их также настилом, но менее плотно, и отдельные части узора покрывают сеткой из воздушных петель (рис. 17).Все виды крестецкой строчки вышиваются тонкими катушечными нитками. Крестецкие и горьковские гипюры, вышитые белыми нитками, служат для украшения изделий из белого полотна и других белых тканей.
Стяги — сквозная вышивка, получаемая без выдёргивания нитей ткани (или с выдёргиванием одной нити по утку и одной по основе), путём стягивания нитей ткани тонкими катушечными нитками в сетку. Стяги часто применяются в сочетании с гладью. Вышивка выполняется на тонких редких тканях (например, на маркизета).
Счётные вышивки по целой ткани. К ним относятся: крест простой, крест двойной, роспись (полукрест), счётная гладь, набор, косая стёжка и ряд других, менее употребительных, швов.
Роспись, или полукрест (иначе — двусторонний шов), состоит из стежков, образующих с обеих сторон ткани одинаковый рисунок. Шьётся швом «вперёд иголку», шьют сперва в одну сторону, затем в обратную; иголку вкалывают в те же проколы, покрывая пропущенные места (рис. 18; цифрами показан ход рабочей нитки).Набор — нитка движется «вперёд иголку», вдоль нитей ткани, от одного конца узора до другого, переходя по счёту нитей то на лицо, то на изнанку. На изнанке узор получается обратный тому, который образуется на лицевой стороне.
Косая стёжка — вышивается стежками, идущими в косом направлении через 2 горизонтальные и 4 вертикальные нити ткани.Свободные вышивки.
Эти виды вышивок делаются по рисунку, нанесённому на ткань. Переводить рисунок на ткань можно разными способами: 1) через копировальную бумагу (на тёмные ткани через восковку с последующим обводом контура цветным карандашом); 2) на сукно, бархат и блестящие шёлковые ткани рисунок переводят следующим образом: папиросную бумагу с нанесённым на неё рисунком примётывают к ткани и намёткой прошивают все контуры рисунка. Затем бумагу осторожно обрывают, на ткани остаётся контурный узор из ниток; 3) на прозрачные светлые ткани рисунок переводят на просвет через стекло: рисунок кладут на стекло, а сверху ткань, под стекло ставят лампу и просвечивающие контуры рисунка обводят карандашом прямо на ткани; 4) «припорохом» — рисунок, переведённый на кальку, прокалывают по контуру иглой (чтобы удобнее было прокалывать рисунок, его надо положить на сукно), затем кладут рисунок на ткань и протирают по проколотым контурам кусочком ваты, слегка смоченным в смеси керосина с синькой, сажей или белилами; 5) если рисунок переводится с готовой вышивки, то на вышивку надо наложить белую бумагу и хорошенько протереть её копировальной бумагой. На бумаге получится отпечаток рисунка, который обводят карандашом. Можно рисунок с изделия перевести прямо на ткань (если она тонкая): слегка увлажнив ткань, накладывают её прямо на оригинал и проглаживают горячим утюгом. Отпечатавшийся рельеф рисунка обводят карандашом. При переводе рисунков следует пользоваться только простым (не химическим) карандашом.
Гладь — самый известный вид вышивки по нанесённому на ткань рисунку, имеющий много разновидностей.
Односторонняя гладь («верхошов») — особенность этого шва в том, что стежки ложатся почти целиком на лицевой стороне, сплошь закрывая нужные места узора, на изнанке захватываются лишь несколько нитей ткани. Верхошов широко применяется в т. наз. владимирских швах, которыми вышивают крупный растительный орнамент на подушках, скатертях, дорожках и т. д. Листья растений вышиваются гладью, стебли—стебельчатым швом, серединки цветов заполняются различными сетками.
Бельевая (или выпуклая) гладь. Применяется для вышивки белья, блузок, носовых платков, накидок из тонкой ткани. Контур рисунка промётывается швом «вперёд иголку». Под те места, которые должны быть рельефными, делается настил несколькими крупными стежками в направлении, противоположном будущим стежкам вышивки (например, настил кладут вдоль листка, а гладью шьют поперёк). Узор, вышитый выпуклой гладью и стебельчатым швом, обычно сочетается с другими видами вышивки: 1) узелками — ими заполняют части цветков и листьев. Вколов в ткань иголку, на неё навивают несколько раз нитку (в зависимости от размера узелка), а затем протягивают нитку через петли, придерживая их большим пальцем левой руки, и закрепляют (рис. 19); 2) дырочками, контур которых сначала обшивают швом «вперёд иголку», затем дырочка прокалывается штопальной иглой и обшивается гладьевым валиком (рис. 20); 3) стягами (см. выше); 4)подстильнойгладью — ткань покрывается с изнанки косыми перекрещивающимися стежками, с лицевой стороны контур узора рисуется короткими стежками (рис. 21). Подстильная гладь применяется и как самостоятельный вид вышивки в сочетании со стебельчатым швом.
Атласная гладь вышивается стежками, ложащимися справа налево, заходящими друг за друга. Расположение стежков должно соответствовать очертанию узора.
Русская гладь вышивается швом «вперёд иголку» по прямой нити ткани; иглу пропускают на 5 — 7 мм по лицевой стороне и на 1 мм ткани по изнанке. Весь узор шьётся стежками, идущими в одном направлении. Стежок в следующем ряду делают, вкалывая иглу около середины соседнего стежка. Русской гладью следует вышивать так, чтобы просветы ткани между стежками не были видны. Для этого ряды стежков должны близко прилегать друг к другу (в этом случае нитки лучше брать слабой крутки). Русской гладью вышивают белыми нитками по кремовой и суровой ткани, а также делают красочные вышивки на подушках, скатертях, занавесях и т. д. в сочетании с мелкой сеткой (ажурной или сделанной по ткани). Сетка по ткани выполняется так: от края до края нужного пространства (середины цветка) протягиваются нитки, образующие квадратную сетку, а затем места пересечения ниток прикрепляются к ткани мелкими диагональными стежками.
Ковровый, или гобеленовый, шов вышивается двумя способами. Первый способ выполняется рядами плотно прилегающих друг к другу вертикальных или косых стежков по подложенной нитке. Вышивается на рогожке, холсте или канве (рис. 22). Второй способ заключается в том, что сначала от края до края мотива протягивают по лицевой стороне нитку, затем её обшивают петельным швом, захватывая ткань. В следующем ряду иголка втыкается в середину петли предыдущего ряда. Ковровыми швами, которые лучше всего выполнять шерстью или толстым кручёным шёлком, изделие обычно зашивается целиком. Они могут применяться для вышивки ковров, диванных подушек, дамских сумок.
Лит.: Гумилевская М. Н., Строчка и вышивка, М., 1953; Фалеева В. А. и Кокина Е. И., Пссобие по вышивке, М., 1954.
Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Большая Советская Энциклопедия. Под ред. А. Ф. Ахабадзе, А. Л. Грекулова . 1976.