- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ В ДОМЕ
- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ В ДОМЕ. Художественные изделия из стекла, хрусталя, фарфора, металла, камня, дерева и из других материалов заводской или кустарной выработки служат для украшения комнаты.
Многие из них не только украшают, но и имеют практическое назначение (сервизы, рюмки, бокалы, туалетные приборы и др.).
Приобретая художественные изделия для украшения комнаты, нет необходимости стремиться обзавестись дорогими уникальными вещами. Недорогая вещь массового производства, если она достаточно красива, может служить прекрасным украшением. В убранстве комнат можно пользоваться и гипсовыми слепками — хорошими отливами с высокохудожественных оригиналов, репродукциями.
Художественный уровень различных изделий народных художественных промыслов или выпускаемых художественной промышленностью неодинаков. Наряду с произведениями высокого искусства встречаются вещи и дурного вкуса. Знакомясь в музеях, на выставках, по альбомам с лучшими образцами декоративного искусства, можно научиться распознавать лучшее и отказываться от худшего.
Не надо стремиться к избытку украшений. В комнате их может быть немного, но каждое из них нужно подобрать так, чтобы оно гармонично сочеталось с обстановкой.
При расстановке художественных изделий их надо подбирать одно к другому, считаясь с размерами, формой, цветом, характером и материалом. Маленькая вещь около очень большой проиграет в своей выразительности, тёмная по соседству с очень светлой выглядит совсем тёмной, а нежно окрашенная рядом с ярко окрашенной кажется бесцветной.
Не следует ставить в непосредственней близости вещи, различные по характеру и стилю, а также по материалу (например, среди статуэток старого фарфора ставить деревянную богородскую игрушку, фарфоровые или фаянсовые изделия — рядом с гипсовыми слепками).
Украшением комнат служат не только статуэтки, но и красивая фарфоровая посуда, вазы и пр. Размещая в комнате мелкие фарфоровые изделия, следует руководствоваться таким соображением: на различных предметах мебели не должно быть большого количества статуэток и других украшений (по 1 — 2 вещи и не на каждом предмете); на полке же, в застеклённом шкафу — горке, они могут быть подобраны группами или в ряд.
Любая декоративная вещь должна привлекать к себе внимание с первого же взгляда на неё и, не должна проигрывать в своих художественных достоинствах при внимательном рассматривании.
Стекло и хрусталь. К художественному стеклу относятся различные виды столовой посуды, туалетные приборы, пепельницы, вазы, хрустальные люстры, бра (настенные осветительные приборы), скульптуры дутого или литого стекла, а также бисер, из которого создаются разнообразные украшения.
Стекло бывает прозрачным бесцветным и цветным, матовым, молочным (опаловым), непрозрачным цветным и чёрным. Изделия из стекла украшают различными способами: травят и гравируют, получая матовые и штриховые узоры, расписывают специальными красками и эмалями (непрозрачными красками), золотят, гранят. Хрусталём называют высокосортное стекло, обладающее сильным блеском (светопреломлением). В основном это стекло, в состав которого входит свинец. Бывает и бессвинцовый хрусталь.
Стеклоделие возникло в Древнем Египте. Оно было развито в Финикии, античной Греции и Риме, в 15 — 17 веках достигло высокого художественного совершенства в Венеции (на острове Мурано), где выделывалпсь предметы затейливых форм из дутого стекла с рельефными деталями цветного стекла, с позолотой, росписью эмалями, а также изделия т. н. «филигранной работы», украшенные тонкими спиральными нитями в самой массе стекла. К 17 веку относится подъём художественного стеклоделия в Западной Европе (в Богемии и Силезпи—богемский массивный хрусталь, который стал вытеснять на мировом рынке венецианское стекло). Высокими качествами отличался французский и английский хрусталь.
Возникновение русского стеклоделия относится в 10 — 11 векам. Оно начало сильно развиваться в 17 веке (нарядная столовая стеклянная посуда). В середине 18 века М. В. Ломоносов открыл способ изготовления бисера и смальты (стеклянной массы для мозаик). В 18 веке возникают Бахметьевский (около Пензы) и Мальцовский (г. Гусь-Хрустальный Владимирской губ.) заводы, выпускавшие продукцию исключительного качества, а также Императорский стеклянный завод в Петербурге, сыгравший ведущую роль в истории русского художественного стеклоделия.
Старое русское стекло красного и синего цветов отличалось высокими достоинствами. В 18 веке в России, создавали непревзойдённые хрустальные люстры, канделябры, шандалы (прекрасная коллекция таких осветительных приборов имеется, например, в Останкинском дворце-музее под Москвой). Тогда же создавались чудесные бисерные вышивки.
В СССР художественное стекло и хрусталь вырабатываются на ряде заводов, в первую очередь на Ленинградском заводе художественного стекла и сортовой посуды.
Красивое и хорошее стекло вырабатывается в Чехословакии, Польше, ГДР.
Приобретая стекло и хрусталь, необязательно отдавать предпочтение гранёным изделиям; вещи с гладкой поверхностью бесцветного или цветного стекла также бывают очень красивы.
Фарфор и фаянс. Основным исходным сырьём для фарфора и фаянса служит высококачественная белая глина (каолин). Из фарфора и фаянса (по ряду качеств фаянс близок к фарфор) наготавливают разнообразные изделия, в том числе столовую и чайную посуду, декоративные блюда, вазы, скульптуру (в подавляющем большинстве — мелкую). !Фарфор отличается белизной, плотностью и твёрдостью черепка; тонкий слой фарфора просвечивает. Фарфор не впитывает влаги, что обеспечивает высокую гигиеничность фарфоровой посуды. Пластичность фарфора позволяет воспроизводить в изделиях тончайшие детали (мелкие цветы, кружева).
Фарфоровую посуду всегда покрывают глазурью (стекловидным прозрачным слоем); скульптура бывает как глазурованная, так и неглазурованная.
Фаянс — относительно дешёвый и более пористый (впитывающий влагу) материал. У него меньшая белизна, он не просвечивает, его всегда глазуруют.
Большинство изделий из фарфора и фаянса окрашивают и расписывают особыми красками. Роспись бывает надглазурная (по глазурованному изделию) и подглазурная. Для последней характерна мягкость тонов и некоторая расплывчатость контуров. Роспись по фарфору разнообразна, отличается чистотой и интенсивностью красок. Высоко ценится белизна и просвечиваемость фарфора. Фарфоровые изделия поэтому стремятся не закрывать сплошь краской или росписью.
Фарфор известен в Китае с 6 века. В Европе и в России состав фарфора открыт в 18 веке.
Больших успехов в производстве фарфора в Европе достигли заводы: Мейсенский в Саксонии (посуда, статуэтки, люстры, зеркала и пр., расписанные и скульптурно украшенные цветами; основная марка завода — 2 скрещенных меча); Севрский во Франции (марка в основном из 2 скрещенных букв Ъ), прославившийся своими красками; Венский, Берлинский заводы (последний главным образом в области белой нерасписанной мелкой скульптуры; марка — буква ТУ синей краской, позже С — синей краской, ещё позже — изображение скипетра); Копенгагенский, начавший в конце 19 века выпускать фигурки зверей и птиц (а также жанровые группы), вылепленные в мягких формах и нежно расписанные подглазурными красками. Слава мейсенского, а особенно севрского фарфора порождала подражание им и многочисленные подделки (например, на английском заводе Дерби).
В современном немецком фарфоре (ГДР) определились 2 линии развития: продолжение традиций и приёмов мейсенского фарфора, с воспроизведением ряда старых образцов, и поиски новых, простых форм изделий и их декорировки.
В России блестящих результатов в прошлом достиг Императорский фарфоровый завод, а также частные заводы Гарднера, Попова, бр. Корниловых, Сафронова, Миклашевского, Батениных, выпускавшие изделия высокого художественного достоинства. Массовая посуда самого отличного технического качества выпускалась заводами бр. Кузнецовых.
В СССР высокохудожественный фарфор (посуду, мелкую скульптуру) выпускает Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова в Ленинграде (б. Императорский), а также Дулёвский им. газеты «Правда», Дмитровский, Коростельский им. Дзержинского, Киевский экспериментальный, фаянсовый Конаковский, фарфоровый завод «Пролетарий» и другие.
Своеобразны фарфоровые изделия, вырабатываемые в селениях близ станции Гжель Московской области, — мелкая скульптура, посуда. Для этих изделий характерны мягкость и обтекаемость форм и своеобразный колорит.
Терракота и майолика — разновидности керамики. К керамике относят все изделия из обожжённой глины, в том числе фарфор и фаянс. Терракотовые и майоликовые изделия выделываются из более грубых простых глин. Терракотовые изделия не покрываются глазурями и эмалями. Они бывают разного цвета: кремовые, розовато-коричневые, кирпично-красные, тёмно-коричневые и почти чёрные; изготавливаются и многоцветные.Более декоративна майолика — изделия, покрытые глазурями. Глазури обладают блеском, разнообразием и яркостью цвета, а некоторые из них и металлическим отблеском.
Замечательна народная керамика Средней Азии, Закавказья, Украины, Молдавии, Литвы, Латвии, Эстонии и др. В Скопине (Рязанская область) издавна выделывались различные сосуды замысловатого рисунка — в виде птиц, сдвоенных или одинарных колец, покрытые тёмно-коричневой или зелёной глазурью. В Полтавской (Опошня, Хомутец), Винницкой (Бубновка, Кришенцы) и других областях Украинской ССР выделывается гончарная посуда со своеобразным орнаментом (тарелки, миски, крыики, кувшины, плоские и кольцеобразные сосуды—куманцы, керамические игрушки — зверьки, петушки, уточки). Интересны сосуды для напитков в форме схематизированных и сильно стилизованных фигур баранов и львов.
Гончарные кувшины и другие изделия вырабатываются в селении Сулевкент и в ауле Балхар Дагестанской АССР. Очень красивы дагестанские кувшины и различные миски из красной глины с белой и красной росписью. Керамика Балхара отличается от изделий Северного Кавказа и Закавказья своеобразием устойчивых, невысоких (по сравнению с диаметром) форм.
В Грузии выделываются крупные кувшины для воды и вина и другие изделия красного, терракотового цвета с рельефными узорами, а также покрытые глазурью.
В Армении делают посуду из белой глины, часто декорируемую точками бирюзовой глазури, сосуды с зеленовато-синей глазурью и пр.
Интересны керамические сосуды Азербайджана и Таджикистана. Очень красива керамика Узбекистана (блюда, пиалы, миски, кувшины, вазы), декорируемая различными способами. В Прибалтике наряду с гончарной народной посудой и игрушкой выделывают керамические декоративные вазы и мелкую скульптуру.
Хорошее впечатление производят развешенные по стенам керамические декоративные блюда или тарелки (можно вешать и поверх ковров); на столиках и шкафах можно поставить кувшины или иные терракотовые или майоликовые предметы. К керамике относится также глиняная игрушка. В первой половине 19 века в Дымковской слободе г. Вятки (ныне г. Кирова) развилось производство особого типа глиняной игрушки, за которой закрепилось название «вятской».
Вятская игрушка прославилась своей декоративностью, яркостью красок, своеобразием сюжетов, остротой характеристики изображаемых персонажей. Эти своеобразные пёстрые куколки с наклеенными на них кусочками сусального золота не могут служить детской игрушкой (они тяжелы, хрупки, их окраска смывается), но они нарядны и эффектны в убранстве комнат.
Изделия из камня. Широко распространены мелкие изделия из ангидрита — мягкого полупросвечивающего камня белого, серого, желтоватого, реже розового цвета, из талькового камня и селенита. Из этих мягких пород камня выделывают фигурки животных и птиц, вазочки, настольные лампы, лампы-ночники, письменные приборы, пепельницы и пр.
Письменные приборы, пепельницы, шкатулки, вазы и другие изделия выделывают также из полудрагоценных камней — яшмы, малахита, оникса, агата и пр.
Возникновение камнерезных промыслов в России, как и большинства художественных промыслов, относится к 18 веку. До Великой Октябрьской социалистической революции - камнерезный промысел был только на Урале. В настоящее время артели и камнерезные мастерские имеются не только в уральских сёлах — Горно-Иренском, Павлове и в г. Кунгуре, но и в с. Борнуково Горьковской области и в других местах. Высокое техническое совершенство в резьбе по камню отличает мастеров Армении.
Из мрамора изготавливаются различные предметы. Белый мрамор чаще всего используется для скульптуры (бюсты, рельефы, статуи). Крупные мраморные изваяния более пригодны для убранства общественных зданий. Для жилых комнат они громоздки, к тому же тяжелы и требуют массивных подставок.
Изделия из металла, служащие предметами комнатного убранства, весьма различны по характеру, материалу и технике: от скульптуры до ювелирных вещей, от чугуна до серебра и золота, с использованием литья, гравировки, насечки, чеканки, чернения, эмалирования.
Касли (Каслинский завод, Челябинская область) известны художественным литьём из чугуна, гл. обр. скульптурой (уменьшенными отливами с работ крупных скульпторов или скульптурой, изготовляемой по моделям, созданным на заводе). В настоящее время Касли выпускают изделия как по старым образцам, так и по вновь создаваемым. Кроме скульптуры, Касли выделывают литые чугунные декоративные тарелки и блюда, шкатулки, вазы, пепельницы.
Литые чугунные статуэтки и небольшие скульптуры выпускаются также Ленинградским заводом монументальной скульптуры.
В Великом Устюге (артель «Северная чернь») выделывают портсигары, коробочки, браслеты, ложки, подстаканники (делают и крупные декоративные ковши, братины и пр.) с чёрным рисунком (гл. обр. на основе цветочного орнамента), дополненным позолотой. Помимо орнаментальных узоров, в черни воспроизводятся пейзажи. Великоустюжские изделия с большим успехом экспонировались на всемирных выставках.
Ростовская финифть (Ростов Ярославский) — многокрасочные металлические изделия, покрытые цветными эмалями,— подстаканники, ложки, стопки, портсигары и др. Яркость красок, чёткость их сочетаний, разнообразие орнаментики финифтяных изделий обеспечивают им декоративность.
Селение Кубачи Дагестанской АССР прославилось своеобразными по художественным и техническим приёмам изделиями из серебра (блюда, подстаканники, чайники, кувшины, вазы, кубки, шкатулки, портсигары). Кубачинская орнаментация основана на мотиве растительного побега (ветки). При этом орнамент строится как бы в 2 плоскостях — на более мелкий и густой рисунок накладывается более крупный и редкий. В обработке металла применяется чернение, гравировка с последующим заполнением узора чернью, золотая насечка, филигрань (получение ажурного или накладного узора из тонкой металлической проволоки). Сочетание черни с позолотой, сложный растительный узор, густо покрывающий серебряную поверхность изделий, придают им изящество ювелирных вещей и в то же время декоративную выразительность. Изделия Кубачей также успешно экспонировались на всемирных выставках.
Унцукульская насечка (селение Унцукуль Дагестанской АССР) — инкрустация серебряной (или мельхиоровой) нитью по дереву (кизиловому, абрикосовому) с добавлением кусочков окрашенной кости. Изделия (шкатулки, письменные приборы, трости, портсигары) отличаются большим изяществом.
филигранью владеют мастера Красносельской артели (посёлок Красное-на-Волге Костромской области). Артелью выпускаются точно кружевные, лёгкие и изящные серебряные и металлические (золочёные и незолочёные) вазы, шкатулки, подстаканники, броши, браслеты. Артель выпускает также изделия, украшенные художественной эмалью с орнаментальными цветочными и другими рисунками (шкатулки, пудреницы, броши и пр.).
Филигрань (или скань) вырабатывается и в других местах: в с. Казакове Горьковской области (артель «Металлист»), в Грузии (наряду с чеканкой), в Армении (наряду с гравировкой и чернью по серебру и чеканкой по меди), в Эстонии (наряду со штамповкой) и т. д.
В Латвии изготавливают различные изделия из серебра и золота. Серебряные вещи с цветным стеклом и камнями делают в Узбекистане и Таджикистане. Туркмения известна своими ювелирными изделиями, Азербайджан — перегородчатой эмалью.Чеканка по металлу широко развита в Узбекистане. В Ташкенте, Бухаре, Хиве выделывают медные (а также оловянные) кувшины, различные сосуды, подносы, блюда, чайники и другие своеобразные, очень красивые изделия, украшенные богатейшими чеканными узорами.
На блюдах иногда изображают архитектурные памятники, пейзажи, сцены из произведении Навои и др.
Изделия из бронзы — люстры, бра, письменные приборы, различные бытовые вещи. Из бронзы также отливают крупную и мелкую скульптуру, вплоть до маленьких статуэток,— они служат хорошим украшением. Крупные бронзовые скульптуры очень тяжелы и, громоздки, поэтому, а также и по своему характеру, такие скульптуры больше подходят для убранства общественных зданий.
Изделия из дерева. На Крайнем Севере давно возникла роспись по дереву, /искусство которой постепенно там заглохло, но в б. Нижегородской губернии (ныне Горьковская область) оно продолжало развиваться (павловские и городецкие росписи сундуков, детской мебели, саней, дуг и различных предметов обихода).
Искусство городецких мастеров дошло до наших дней. В той же Горьковской области существует другой род росписи по дереву «хохломская окраска». Своё название «хохломской» она получила от села Хохломы — бывшего скупочного пункта продукции. Хохломская роспись производится в ряде промколхозов и артелей Семёновского и Ковернинского районов области.
Хохломская роспись очень красива. По красному, чёрному, зелёному или золотому фону наносится орнаментальный, густо заполняющий поверхность предмета растительный узор («травка», в тех же цветах — красном, чёрном, зелёном и золотом). Так расписывают декоративные деревянные вазы, ковши, кубышки, миски, ложки и другие вещи, вплоть до детской мебели.
Узбекские и таджикские росписи бытовых вещей — столиков, детской мебели, шкатулок, различных рамок и других, основаны на использовании растительных орнаментальных узоров, выполняемых в зелёных, синих, оранжевых, золотистых и жёлтых цветах. Наряду с орнаментом встречаются реалистически трактованные миниатюры.
Резьба по дереву. В Московской области в селениях Кудрино, Ахтырка, Левково, Мутовки делают полированные, красно-коричневого цвета коробки, шкатулки, декоративные тарелки, вазы, ковши, письменные приборы и другие предметы, покрытые геометрическими порезками (абрамцево-кудринская резьба). Кудринские резчики выполняют также декоративную миниатюрную скульптуру (фигурки зверей, птиц такого же цвета и так же отполированные). Мастера с. Кудрино более других сохраняют самобытность и традиции народного искусства. Стиль кудринских мастеров воспринят резчиками Семёновской артели (Горьковская область).
Богородская скульптура из дерева (село Богородское, Загорский район Московской области) — фигурки людей, иногда целые сцены, звери, птицы из белого некрашенного липового дерева, несколько примитивные, но художественно выразительные («богородская игрушка»).
Мозаика из дерева. В с. Русское-Моклаково (Горьковская область) инкрустируют крышки столов, шкатулки, чернильницы и другие предметы прямолинейными геометрическими узорами. Мозаичный цех артели «Экспорт» в г. Семёнове (Горьковская область) выпускает декоративные блюда, шкатулки, вазы. Инкрустация из дерева для украшения изделий применяется также мастерами Белоруссии.
На Украине и в Белоруссии культивируется инкрустация из соломы, окрашенной в различные цвета.
Гуцульская плоская резьба с инкрустацией (артель «Гуцулыщина», г. Носов Станиславской обл. УССР) особенно красива. Мелкие предметы — тарелки, вазочки, письменные приборы, а наряду с ними и мебель, покрывают тончайшими, изящными геометрическими узорами с вкраплениями кусочков дерева различного цвета и цветных бусин.
Резьба по дереву производится во многих местах: на Украине, в Белоруссии, Молдавии,в Литве, Латвии (рельефная резьба), в Грузии, Армении, Дагестане (инкрустация), Таджикистане, Узбекистане. В Киевской и Львовской областях выделывается также мелкая деревянная скульптура.
В Грузии применяют резьбу с фигурными изображениями в орнаментальном окружении, дополняя её инкрустацией перламутром и латунной проволокой.
Узбекские мастера украшают мебель, шкатулки, письменные принадлежности, рамки для фотографий и другие предметы тончайшими плоскорезными геометрическими узорами. В Узбекистане, кроме того, выделывают ажурные решётчатые изделия (ширмы, шкатулки). «Артель 1-го Мая» в г. Сочи выделывает мелкие вазочки, пудреницы, трубки из самшита, полированная поверхность которых имеет красивый светло-золотистый цвет.
Шемогодская прорезная береста (Вологодская область) — деревянные бураки, кубышки, коробки, рамки, декоративные тарелки и другие небольшие вещи покрывают вырезанными в бересте сложными узорами. Под прорезной узор подкладывается цветная фольга. Основной мотив берестового узора — растительный побег с ответвлениями. Изделия прорезной бересты делаются и в Иркутской области. Эти красивые и эффектные вещи поражают тонкостью исполнения.Капо-корешковый промысел (Кировская область) — изготовление шкатулок, коробок, портсигаров, трубок и других мелких вещей из наплывов (капов) на стволах, сучьях, корнях деревьев, гл. обр. лиственных пород. Некоторые изделия выпускаются со вставками из кости и финифти или с инкрустациями. Подобный промысел начал складываться и на Урале.
Изделия из мамонтовой и моржовой кости вырабатываются костерезиыми артелями им. Ломоносова в Холмогорах (Архангельская область), «Коопэкспорт» (Тобольск), в Якутской АССР, в с. Уэлен, в Дежневе и других местах Чукотки, а также в Хотькове (Московская область), в Закавказье, в Латвии.
Холмогорский костерезный промысел. В Холмогорах делают шкатулки, декоративные вазы, рамки для фотографий, ножи для бумаги, пудреницы из моржовой кости, часто со вставками из мамонтовой кости.
На Чукотке вырезывают фигурки зверей и сцены охоты, а также гравируют на клыках (с подкраской) сложные многофигурные изображения, отражающие местный быт.
В Хотькове также выделывают из моржовой и мамонтовой кости мелкие фигурки различных зверей, броши, браслеты, пудреницы, вазочки. Здесь же делают деревянные шкатулки и портсигары с прорезными и низкорельефными вставками из кости.
На мясокомбинате в Москве организовано производство изделий из кости и рога. Эти мелкие вещицы из отходов производства дёшевы и неплохого качества.
Художественные лаки Мстёры, Палеха, Федоскина и Холуя пользуются мировой славой.
Искусство лаков родилось в Китае и Японии, развилось в Индии и Иране, а позже — в Европе.
В конце 18 века русский купец Коробов основал в с. Даниловне под Москвой мастерскую лаков, которая в 1825 г. перешла к Лукутину. Лукутинские лаки (табакерки, шкатулки) отличались яркостью красок, декоративностью, наивной простотой трактовки сюжетов (в основном на сельские темы). Тонкие миниатюры, продолжавшие западноевропейские традиции, уступили первенство миниатюрам народного характера.
Традицию лукутинских лаков унаследовала «Федоскинская кустарная артель бывших мастеров фабрики Лукутина», возникшая в 1910 г. на месте лукутинской фабрики.
Федоскино. Федоскинские лаки выделяются своеобразным, часто в этих изделиях встречающимся, перламутровым отблеском росписи. Краски федоскинской живописи — сочные, сочетания их — контрастные. В ассортименте изделий наряду с большими шкатулками и коробками имеется много различных мелких вещей (портсигары, табачницы, пудреницы, чайницы). Кроме тонкой миниатюрной росписи, изделия часто украшаются сеткой разноцветных пересекающихся линий («шотландки») или окрашиваются однотонно в синий, голубой, жёлтый или красный цвет. Традиционная «тройка» до сих пор повторяется на федоскинских коробочках и портсигарах. Воспроизводятся также копии картин. Изделия федоскинской артели широко известны. Артель получала дипломы на международных выставках.
Мстёра (Владимирская область), Палех и Xолуй (Ивановская область) с 17 века были центрами иконописи. Былое иконописное мастерство отразилось в их современных работах, в частности, они остались верны технике письма яичными красками — темперой (федоскинские росписи выполняются масляными красками). Однако приёмы письма, условность и специфические черты трактовки изображений, унаследованные от иконописи, постепенно преодолеваются мастерами Мстёры, Палеха и Холуя. В творчестве мастеров Мстёры проявилось стремление к простоте сюжета, к большей яркости красок иболыней многоцветности. Миниатюры Мстёры чаще всего представляют многофигурные сюжетные изображения, но нередко изделия украшаются цветочной орнаментацией.
Палехская артель. На своих небольших по размеру изделиях палешане создают сложные, многофигурные, тонко исполненные картины. Палешане постоянно выступают на выставках, в том числе за рубежом, неизменно пользуясь исключительным успехом.
В миниатюрах на папье-маше отражено в ярких, убедительных образах всё многообразие окружающей художников действительности: родная природа, новый быт советских людей, пафос социалистической стройки, колхозный труд, героика Великой Отечественной войны. В этих маленьких шедеврах искусства запечатлены также события истории. Миниатюристы создали на лаковых коробочках или на отдельных досках из папье-маше галерею портретов государственных деятелей и писателей, ряд превосходных натюрмортов, букеты цветов и замечательные орнаментальные композиции.
Украшенные живописью изделия из папье-маше — относительно небольшие вещи, служащие скорее предметами личного пользования: портсигары, папиросницы, табачницы. Но есть среди них и более крупные (доски с написанными на них портретами или натюрмортами, крышки альбомов, большие коробки). Однако и маленькая коробочка, поставленная где-либо на столе, будучи произведением высокого искусства, всегда хорошо дополнит убранство комнаты.
Жестовская роспись по металлу относится тоже к лаковой живописи. В Жестове (Мытищинский район Московской области) расписывают подносы разнообразной формы (круглые, овальные, прямоугольные). По чёрному, иногда зелёному или красному фону пишут пышные цветочные букеты или натюрморты из фруктов. Живопись очень яркая и контрастная.
Расписанные подносы служат хорошим украшением. Их можно вешать на стены, ставить на ребро сзади статуэток и т. д. Но при этом надо считаться с их ярко выраженными стилистическими и декоративными особенностями. Тонкие, изящные художественные изделия на фоне такого подноса могут «теряться», и не ко всякой обстановке подходят жестовские росписи.
Художественные изделия Китая имеют многовековую историю. За последнее время в нашей стране широко распространились китайские складные и плоские веера, чёрные лаковые шкатулки с инкрустированными изображениями из перламутра, лаковые декоративные тарелки с росписью, резные коробочки и вазочки из красного лака, резные деревянные шкатулки, ажурные металлические коробочки и графины, пепельницы, курительные приборы и вазы перегородчатой эмали, изделия из кости, мелкие украшения и фигурки тончайшей работы из раскрашенной кости, фарфор. Эти красивые изделия отмечены тонкостью вкуса и виртуозным мастерством исполнения.
Очень декоративны индийские изделия из металла и вьетнамские — из рога. См. вклейки.
Лит.: Народное декоративное искусство СССР [Альбом], М.—Л., 1949; Народное искусство СССР в художественных промыслах (Альбом), т. 1, М.—Л., 1940; Художественные промыслы РСФСР, М., 1950; Народное декоративное искусство РСФСР, М., 1957; Журнал «Декоративное искусство СССР», ноябрь 1957; Иванов Д. Д., Искусство фарфора, М., 1924; Русский художественный фарфор, [Альбом], М.—Л., 1950; Иванов Д., Искусство керамики, Л., 1925; Фарфор и фаянс. Справочник для коллекционеров. Указатель марок, Л., 1924.
Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Большая Советская Энциклопедия. Под ред. А. Ф. Ахабадзе, А. Л. Грекулова . 1976.