- КАРТИНЫ В ДОМЕ
- КАРТИНЫ В ДОМЕ. Картины бывают исторические — посвященные историческим темам, батальные - изображающие военные события, жанровые — посвященные бытовым сюжетам, аллегорические — содержание которых выражено в иносказательной форме, мифологические — рисующие сцены из сказаний о древних мифах, а также изображающие природу (пейзажи), конкретных лиц (портреты), различные предметы (натюрморты). Картины исполняются (как принято говорить — пишутся) различными красками: масляными (по холсту, картону, дереву), акварельными (по бумаге или картону), пастелью (особыми цветными карандашами по бумаге или картону) и др.
Акварели принято помещать в паспарту из белой или цветной бумаги. Ширину полей паспарту надо подбирать так, чтобы акварель не казалась слишком маленькой для такого паспарту и чтобы поля паспарту не казались слишком узкими. Предпочтительнее белое (или цветное, но светлое, бледное) паспарту.
Изготовляется паспарту следующим образом: в листе бумаги (картона) делается вырез по размеру рисунка; такая бумажная (картонная) рамка накладывается поверх рисунка, как бы обрамляя его. Края выреза в паспарту (шириной в 4 — 6 мм, а для больших акварелей и рисунков до 10 мм и более) можно чуть отогнуть под углом к изображению (рис. 1). Так же оформляют пастели, гравюры, литографии и др.
Картины, написанные масляными красками, обычно помещают в рамы, цвет, рисунок, ширину и глубину которых надо подбирать соответственно размерам, общему тону и характеру картин. Темные картины не следует помещать в очень светлые рамы (при этом картины будут казаться ещё более тёмными); наоборот, очень светлые картины в тёмных рамах проигрывают. Золотые рамы (покрытые сусальным золотом или окрашенные бронзовым порошком) подходят почти к любым картинам. Чем больше по размеру картина, тем шире, «солидней» должна быть рама. Но в иных случаях и маленькие картины выигрывают в глубоких и широких рамах. Пользоваться рамами с аляповатым рисунком, плохо бронзированными или плохо окрашенными, не следует, лучше окантовать картины (рис. 2), обить их тонкой деревянной реечкой (рис. 3) или самим сделать рамку из добротного багета (рис. 4). Акварели и пастели помещают под стекло в рамы или в окантовку, т. е. между стеклом и картоном, склеенными вместе по краям узкой полоской бумаги или коленкора.
Картины вешают на стены с наклоном (под углом к стене). Если наклон мал, то поверхность картины может блестеть (отсвечивать), тогда будет плохо видно изображение. При слишком большом наклоне картина выглядит некрасиво и оказывается плохо освещенной. На рис. 5 показано, как правильно повесить картину.Развешивая картины по стенам, надо учитывать условия освещения: на затенённых стенах вешать более светлые картины, на хорошо освещенных — более тёмные. Акварели выгорают от солнечного света, их лучше вешать на затенённых стенах.
Большую роль играет высота расположения картин. Некрасиво, если картина повешена слишком низко или слишком высоко.
Размещая картины на стене, учитывают расстановку мебели. Над высокими предметами мебели (стеллажами, шкафами) обычно не вешают картин; их помещают на свободных простенках, как правило, симметрично по отношению к мебели и стенам.
Нейтральный, «спокойный» цвет и рисунок стены (окраски, обоев) является лучшим фоном картин; но можно вешать картины и поверх пёстрых ковров, только тогда необходимо, чтобы рамы хорошо «отделяли» картины от фона.
Картины в доме должны быть художественно полноценными. Лучше вообще но вешать в комнатах картин, чем вешать плохо исполненные. Необязательно иметь подлинные произведения известных художников, бывают хорошие картины и неизвестных авторов. Украсить комнаты могут также хорошие многокрасочные или однокрасочные репродукции, литографии, гравюры, фотографии с картин. Литографии и гравюры легче приобретать, чем картины, они дешевле и в то же время могут служить хорошим украшением. Невысокого качества репродукции, открытки, различные «картинки» не украшают помещений, а лишь снижают художественный уровень их убранства. Не следует вырезать из репродукций отдельные куски, части и вешать их на стены, помещая в рамы.
Любителям живописи надо обязательно знакомиться с картинами в музеях, на выставках, по альбомам, литературе.Лит.: Государственный Эрмитаж [Альбом репродукций], М., 1958; Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, М., 1956; Государственная Третьяковская галерея, М., 1956; Картины Дрезденской галереи, [М., 1956].
Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Большая Советская Энциклопедия. Под ред. А. Ф. Ахабадзе, А. Л. Грекулова . 1976.