СЛУХ

СЛУХ
СЛУХ. Человек воспринимает внешний мир, общается с окружающей действительностью посредством органов чувств, гл. обр. благодаря зрению (см.) и слуху.
Наши уши обладают способностью распознавать близость или дальность источников звуков и направление, откуда они приходят, а также различать звуки по их силе и тону. Посредством слуха и речи люди общаются между собой. Как же уберечь слух и каковы причины его нарушений? Для этого необходимо прежде всего представить себе строение и функции слухового органа — уха, который делится на два отдела — звукопроводящий и звуковоспринимающий (см. рис.).

Звукопроводящий отдел состоит из наружного и среднего уха, отделённых друг от друга барабанной перепонкой.
Звуковоспринимающий отдел состоит из внутреннего уха, слуховых нервов и специального участка коры головного мозга (находящегося в височной части), т. наз. коркового центра слуха.
Наружным ухом называют ушную раковину и наружный слуховой проход.
Среднее ухо имеет небольшую барабанную полость, в которой расположены слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко. Барабанная полость посредством особой, т. наз. евстахиевой, трубы соединяется с носоглоткой. Через трубу воздух при дыхании и глотании попадает в барабанную полость. Это имеет большое значение для правильных колебаний барабанной перепонки и слуховых косточек, т. е. для передачи звуков к внутреннему уху. При заболеваниях в носу и носоглотке возникает воспаление евстахиевой трубы, воздух плохо поступает в барабанную полость, и звукопроводимость нарушается. При длительных воспалениях евстахиевой трубы в среднем ухе образуются спайки и рубцы, вследствие чего может наступить стойкая тугоухость. Поэтому при хронических насморках или воспалениях в носоглотке следует обязательно обращаться к врачу и следить за состоянием ушей и слуха. Особо важное значение это имеет в детском возрасте: часто к снижению слуха у детей ведут аденоиды (см.). Достаточно бывает удалить у ребёнка аденоиды, как прекращается воспаление среднего уха, восстанавливается слух.
Во внутреннем ухе находится «улитка», являющаяся периферическим отделом слухового анализатора, так как в ней расположены окончания слухового нерва и т. наз. вестибулярный аппарат — орган равновесия.
Звуковые колебания через слуховой проход попадают на барабанную перепонку и, колебля её и всю цепь слуховых косточек, передаются в улитку, где находятся окончания слуховых нервов. Здесь звуковые колебания воспринимаются уже как слуховые ощущения, в виде отдельных простых звуков. По слуховым нервам эти звуки в виде нервных импульсов передаются к центральному отделу слухового анализатора — к корковому центру слуха, где осуществляется высший анализ и синтез слуховых понятий и образов: человек воспринимает уже не отдельные звуки, а содержание речи и музыки.
Иногда после контузии, травмы черепа, воспаления мозговых оболочек — менингита — или при склерозе мозговых сосудов человек может слышать отдельные звуки, даже музыку, но не понимает и не воспринимает речи или мелодии. Это бывает, когда у человека поражён корковый центр слуха при сохранности улитки.
Нарушения в слуховом проходе, например скопление серных масс, могут несколько снизить слух, но после удаления серных пробок слух, как правило, восстанавливается.
В слуховой проход может случайно попасть инородное тело — насекомое, кусочек ваты, оставшийся после очистки уха, и т. п. Дети, играя, засовывают в уши мелкие предметы: семена подсолнуха, арбуза, пуговицы, бусы. Во всех этих случаях необходимо немедленно обратиться к врачу, так как неумелые попытки домашних извлечь предмет могут привести к травме слухового прохода и барабанной перепонки и вызвать воспаление среднего уха. Неправильное протирание ушей или почёсывание в ушах острыми предметами — шпильками, спичками — нередко вызывает раздражение или ссадины на коже слуховых проходов. В эти ссадины попадают микробы и возникают фурункулы слуховых проходов — очень мучительное заболевание. В запущенных случаях оно может привести к воспалению среднего уха и нарушению слуха.
Уши следует протирать либо кончиком мизинца, обёрнутым носовым платком или мягкой тряпочкой, либо ватой, навёрнутой на спичку. При зуде в ушах вату следует смочить одеколоном или вазелиновым маслом. Если зуд упорно держится, нужно обратиться к врачу.
Наиболее частыми причинами стойких нарушений слуха являются воспалительные процессы в среднем ухе или поражение слуховых нервов.
Воспаление среднего уха может быть вызвано либо болезненными процессами в носу и носоглотке (полипы, аденоиды, хронический насморк и т. п.), либо инфекционными болезнями.
До лечения антибиотиками самой частой причиной острых, обычно переходящих в хроническую форму, воспалений среднего уха были скарлатина, корь, дизентерия и другие детские инфекции. В настоящее время эти осложнения наступают значительно реже: своевременное применение пенициллина в сочетании с местными процедурами ликвидирует острый процесс в ушах. Так как после острого воспаления среднего уха могут остаться спайки и рубцы, в результате чего возникает стойкая тугоухость, необходимо во всех этих случаях обращаться к врачу. При хронических воспалениях (гнойных и негнойных) требуется длительное лечение, чтобы немного улучшить слух или хотя бы не дать ему ухудшиться.
Инфекционные болезни могут поразить не только среднее, но и внутреннее ухо, слуховые нервы или же корковый центр слуха. Особенно опасны в этом отношении тиф, малярия, бруцеллёз и гл. обр. менингит; иногда и грипп может привести к поражению слуховых нервов в результате инфекции, распространяющейся через кровь. Такие же явления наблюдаются при свинке, когда в течение нескольких дней может наступить поражение слухового нерва или внутреннего уха. Особенно опасны эти заболевания в раннем детском возрасте, когда ребёнок еще не умеет или только начинает говорить: если он не слышит, то нарушается формирование речи, в результате чего может возникнуть глухонемота. В настоящее время благодаря применению антибиотиков и сульфаниламидных препаратов эти осложнения наступают редко.
На состоянии слуха отражаются и ушибы головы (особенно опасные в детском возрасте), которые могут сопровождаться лёгкой формой сотрясения мозга и привести к стойким нарушениям слуха. Своевременное и правильное лечение зачастую предотвращает развитие тугоухости или глухоты.
Если, несмотря на лечение, у ребёнка наступила глухота или резкое снижение слуха, его следует направить в специальные детские учреждения: детсад или школу для тугоухих или глухонемых детей. В детсаду детей обучают «чтению с губ», развивая таким образом речь. В школе дети получают общее образование и приобретают специальность, что даёт им возможность включиться в трудовую жизнь наравне со всеми.
При резкой тугоухости значительную помощь оказывает метод лечения слуха слуховыми упражнениями. Наряду с чтением с губ слуховые упражнения на специальной звукоусилительной аппаратуре развивают у ребёнка слуховое внимание, давая ему возможность максимально использовать остатки своего слуха. Благодаря звукоусилительной аппаратуре ребёнок хорошо слышит речь окружающих и свою собственную. Это помогает ему правильно формировать свою речь, которая становится звучной и более богатой интонациями (звуковыми оттенками).
Т. наз. профессиональная тугоухость обычно возникает при длительном воздействии на орган слуха резких производственных шумов и сотрясений. В борьбе с этим заболеванием особое значение имеют профилактические мероприятия на производстве, направленные на ослабление шумов и сотрясений, улучшение технологических процессов, совершенствование машин. Лечение профессиональной тугоухости проводится так же, как и других нарушений слуха. Чтобы остановить процесс, лучше всего перевести больного на другую работу, не связанную с шумом. После этого иногда наступает улучшение слуха.
Чтобы добиться успеха в борьбе с различными формами потери слуха, необходимо не только своевременное лечение, но и внимательное отношение самого больного к состоянию своих ушей и верхних дыхательных путей.
Аккуратное выполнение советов врача, а также правильное закаливание повышают устойчивость организма и помогают человеку справиться с болезненными процессами.
При стойких нарушениях слуха, не поддающихся лечению, следует применять слуховые аппараты. В большинстве случаев с их помощью удаётся компенсировать недостаток слуха.
Слуховые аппараты значительно усовершенствованы. Помимо ламповых аппаратов («Звук» и «Слух») имеется новый аппарат на полупроводниках — «Кристалл». Все указанные аппараты снабжены воздушным и костным телефонами. Кроме того, выпущены т. наз. «слуховые очки» (только с воздушным телефоном). В зависимости от состояния ушей и формы нарушения слуха тугоухому нужен либо костный, либо воздушный телефон.
При невритах слуховых нервов рекомендуется воздушный телефон, как более щадящий. При хроническом гнойном воспалении ушей следует применить костный телефон, так как вкладыш воздушного телефона может вызвать обострение процесса и экзему кожи слухового прохода. При этом заболевании костная звукопроводимость лучше воздушной, и костный телефон даст лучший эффект. Такой же телефон следует назначить и при отосклерозе и при рубцово-слипчивых катарах ушей, так как и при этих процессах костная звукопроводимость лучше воздушной. Все эти вопросы должен решать врач, так как правильный выбор телефона имеет важнейшее значение для слуха больного. Ни в коем случае нельзя приобретать слуховой аппарат без врачебного обследования: одним он еще не нужен, другим может быть уже бесполезен, а иногда и вреден. Правильно назначенный и подобранный слуховой аппарат сохраняет человеку полную работоспособность.
В СССР все инвалиды, пенсионеры и дети до 16 лет, по мере надобности, снабжаются слуховым аппаратом бесплатно.


Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Большая Советская Энциклопедия. . 1976.

Игры ⚽ Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "СЛУХ" в других словарях:

  • слух — слух, а …   Русский орфографический словарь

  • слух — слух/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • слух — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? слуха и слуху, чему? слуху, (вижу) что? слух, чем? слухом, о чём? о слухе; мн. что? слухи, (нет) чего? слухов, чему? слухам, (вижу) что? слухи, чем? слухами, о чём? о слухах   восприятие органами… …   Толковый словарь Дмитриева

  • СЛУХ — муж. одно из пяти чувств, коим распознаются звуки; орудие его ухо. Слух тупой, тонкий. У глухих и безухих животных слух заменяется чувством сотрясения. Идти на слух, искать по слуху. | Музыкальное ухо, внутренее чувство, постигающее взаимный… …   Толковый словарь Даля

  • слух — слуха, м. 1. только ед. Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки, способность слышать. Ухо – орган слуха. Острый слух. «До слуха его долетел хриплый крик.» Тургенев. «Желаю славы я, чтоб именем моим твой слух был поражен …   Толковый словарь Ушакова

  • слух — а; м. 1. только ед. Одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки; способность слышать. Острый с. Чуткий с. Слух слабеет у кого л. Потерять с. (стать глухим). Насторожить с. (прислушаться). Коснуться чьего л. слуха (стать… …   Энциклопедический словарь

  • слух — См. весть, известие, чувство ни слуху ни духу, по слухам... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. слух весть, молва, слушок; толки; известие, чувство; музыкальность, сообщение,… …   Словарь синонимов

  • СЛУХ — СЛУХ. Устройство и функция слухового органа см. Ухо, Среднее ухо, Внутреннее ухо, Кортиев орган. О проводящих путях и центрах см. Слуховые пути, центры. Звуковые колебания окружающей среды доходят до периферического слухового рецептора гл. обр.… …   Большая медицинская энциклопедия

  • слух — способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним во внешней среде посредством анализатора слухового. Отражение процессов внешнего мира в системе слуховой происходит в форме образа звукового, в коем можно выделить три параметра: 1)… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СЛУХ — способность организма человека и животных воспринимать звуки. С. есть у мн. насекомых, всех позвоночных и наиб, развит у млекопитающих. У большинства позвоночных звуковые колебания, проходя через ушную раковину и наружный слуховой проход… …   Биологический энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»