- РЕЖИМ ДНЯ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ
- РЕЖИМ ДНЯ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ. Правильно организованный режим дня способствует нормальному росту и развитию детей и укрепляет их здоровье. Приучать к правильному режиму — это значит не только способствовать физическому развитию детей, но и прививать им полезные привычки, укреплять их волю.
Родителям необходимо следить за соблюдением правильного режима у детей начиная с раннего детства. Строгая регулярность часов кормления является необходимым условием правильного режима питания ребёнка. Некоторые матери не соблюдают этого требования, уступая детскому крику. Но этим не только создаётся опасность перекармливания. Беспорядочный режим питания приводит к выработке у ребёнка вредных привычек и в дальнейшем может даже отрицательно отразиться на его характере, поскольку ребёнок вообще привыкает требовать удовлетворения всех своих желаний.
Режим для детей устанавливается с учётом возрастных особенностей и состояния здоровья. Нервная система детей дошкольного и младшего школьного возраста более чувствительна к различного рода воздействиям окружающей среды. Маленькие дети быстрее устают и поэтому нуждаются в более частом и продолжительном отдыхе, в том числе сне, чем дети других возрастов. С возрастом продолжительность сна уменьшается, а время бодрствования соответственно увеличивается. У детей школьного возраста постепенно увеличивается время, отводимое на приготовление уроков.
Сон имеет существенно важное значение для нормальной деятельности организма (см. Сон). При сокращении длительности сна организм не отдыхает полностью, что отрицательно сказывается на здоровье, а у школьников и на учебной работе. Дети становятся вялыми. Школьники хуже усваивают учебный материал, делают много ошибок в счёте и письме.
Общая продолжительность сна должна составлять для детей 3 лет не менее 14 часов, 4 — 5 лет — 12 — 13 часов, 6 — 7 лет — 12 часов, 8 — 9 лет — 11 часов, 10—И лет — 10 часов, 12 — 15 лет — 9 — 10 часов и для старших школьников — 9 — 8,5 часов.
В режиме дня здоровых детей дошкольного возраста и учащихся первых классов выделяют 2 часа на дневной сон (с 13 часов 30 минут до 15 часов 30 минут). Дети с ослабленным здоровьем вне зависимости от возраста должны спать больше, чем их сверстники с хорошим здоровьем.
Нужно приучить детей ложиться спать и вставать в определённое время, следить, чтобы перед сном они занимались спокойными играми. Лучше всего, если перед сном дети 30 минут гуляют. В вечерний туалет, помимо тщательного мытья лица, шеи и рук, хорошо ввести мытьё ног водой комнатной температуры. Это имеет не только гигиеническое, но и закаливающее значение, оказывает благотворное влияние на нервную систему. Эти выполняемые ежедневно процедуры способствуют более быстрому наступлению сна. Ужином ребёнка рекомендуется кормить не менее чем за 1,5 часа до сна. Дети должны спать в отдельной просторной чистой не слишком мягкой постели. Комнату перед сном нужно хорошо проветрить, лучше всего приучать детей спать при открытой форточке.
В режиме дня ребёнка необходимо максимально использовать солнце, воздух и воду. Солнечные лучи имеют огромное значение для нормального роста и развития детского организма.
Летом ребёнок весь день должен находиться на открытом воздухе в лёгкой одежде (трусиках, сарафане и т. п.). Зимой, весной и осенью в режиме дня детей также должно быть предусмотрено время для пребывания на воздухе в любую погоду. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста оно должно составлять не менее 4—3,5 часов, а среднего и старшего — 2,5 часов. В холодные зимние дни продолжительность каждой прогулки, особенно у маленьких детей, следует сокращать до 1 часа, но увеличивать при этом число прогулок. Около 2,5 — 2 часов в режиме дня должны занимать самообслуживание и еда. Предусматривается 4 — 5-кратное питание с интервалами в 3 — 4 часа. Необходимо соблюдать установленные часы завтрака, обеда, полдника и ужина, так как беспорядочное питание в разное время неблагоприятно отражается на работе органов пищеварения. Вследствие этого ухудшается переваривание и усвоение пищи, расстраивается здоровье. Для детей дошкольного возраста завтрак должен быть в 9 часов, а для школьников — в 7 часов 30 минут — 8 часов. В 10 — 10 часов 30 минут школьники должны получать горячий завтрак в школе. Дети дошкольного возраста должны обедать в 12 часов 30 минут, а школьного — в 13 — 14 часов. Время полдника устанавливается одно для детей всех возрастов — 16 часов, а ужина в 19 часов для дошкольников и 19 — 20 часов для школьников.
Детям дошкольного возраста, находящимся дома, целесообразно, как это предусматривается режимом детского сада, выделить специальное время для занятий рисованием, вырезыванием, лепкой, для занятий по счёту, рассказыванию и т. п. Продолжительность таких занятий у детей 3 — 4 лет не должна превышать 15 — 20 минут, у детей 5 и 6 лет могут быть 2 занятия со сменой деятельности и 10 - минутным перерывом. Длительность первого занятия у 5-летних детей не должна превышать 20, а второго — 15 минут. У детей 6 лет продолжительность каждого занятия может быть 25 минут. Такого рода занятия детей дошкольного возраста следует организовывать после завтрака. Остальное время бодрствования у дошкольников предусматривается для различного рода игр.
У школьников основным видом деятельности являются занятия в школе. У детей младшего школьного возраста они составляют 4 — 5 часов, а старшего — 8 — 9 часов в день. Из этого времени на самостоятельные учебные занятия дома у учащихся младших классов должно приходиться 1,5 часа, средних — 2 часа и старших — 3 часа. Школьникам, занимающимся во вторую смену, лучше всего для приготовления уроков отводить время от 8 часов 30 минут до 12 часов, а учащимся в первую смену — с 16 — 17 часов до 19 часов 30 минут.
Свободное от учебных занятий время школьники используют для творческой деятельности (конструирования, рисования, занятий музыкой и т. д.), а также для помощи семье. Детей младшего возраста следует приучать убирать комнату, мыть посуду, чистить овощи. Старшие школьники могут выполнять более сложную работу по дому, а также посильно участвовать в садово-огородных и сельскохозяйственных работах, ухаживать за домашними животными.
Все школьники обязаны убирать свою постель, уголок или место, где они играют, готовят уроки и т. д. К этому нужно приучать и детей дошкольного возраста.
В режиме дня ребёнка совершенно необходимо предусмотреть основные элементы физического воспитания и закаливания, укрепляющие организм: утреннюю гимнастику, обтирания, обливания или души, которые следует выполнять сразу после подъёма (см. Закаливание организма, Зарядка). Во время утреннего и вечернего туалета (на каждый из которых следует отводить не менее 30 минут) нужно прививать детям навыки личной гигиены: приучить их к уходу за своим платьем и обувью, тщательно мыть руки, лицо, уши и шею, правильно чистить зубы, мыть ноги. Навыки личной гигиены надо прививать детям и в процессах, связанных с едой: обязательное мытьё рук перед едой, пользование отдельными столовыми приборами, тщательное пережёвывание пищи, полоскание рта после еды, ополаскивание овощей и фруктов перед употреблениеми др.
Надо добиться того, чтобы соблюдение правильного режима стало для школьника устойчивой привычкой, превратилось бы в его потребность. В этом последнем случае напоминания со стороны родителей станут уже излишними.
Эти полезные привычки легче вырабатываются, если родители не только требуют от детей соблюдения правильного режима и следят за выполнением этих требований, но и ставят перед детьми задачу самостоятельно (используя советы взрослых) наметить режим своего дня и следить за его выполнением. Необходимым условием выработки у детей привычек соблюдать правильный режим является наличие определённого режима у взрослых членов семьи.
Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Большая Советская Энциклопедия. Под ред. А. Ф. Ахабадзе, А. Л. Грекулова . 1976.