- ПИТАНИЕ ДЕТСКОЕ
- ПИТАНИЕ ДЕТСКОЕ. Детский организм нуждается в тех же пищевых веществах, что и организм взрослого человека, т. е. в белках, жирах, углеводах, минеральных солях, витаминах и воде (см. Питание). Растущий организм особенно чувствителен ко всем нарушениям питания, поэтому очень важно правильно организовать питание ребёнка с первых месяцев его жизни. Недостаточное питание задерживает рост и развитие ребёнка, понижает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, делает его менее устойчивым при неблагоприятных условиях внешней среды. На здоровье ребёнка вредно отражаются также перекармливание, однообразная пища; при избыточном питании у ребёнка нарушаются процессы обмена веществ, ухудшается аппетит, иногда появляется рвота, расстраивается пищеварение. Однообразная пища может вызвать не только потерю аппетита, но и отвращение к еде. Так, например, при однообразном питании, богатом углеводами, происходит излишняя задержка воды в организме; дети становятся бледными, рыхлыми, вялыми, они часто болеют, причём заболевания у них обычно протекают тяжело и нередко сопровождаются осложнениями. Необходимо приучать ребёнка к разнообразной пище; разнообразная по химическому составу и набору продуктов пища лучше усваивается, что создаёт благоприятные условия для правильного развития детского организма.
Для ребёнка грудного возраста (см. Уход за грудным ребёнком) основной пищей является материнское молоко, оно полностью удовлетворяет потребность организма до 5 — 6 месяцев жизни.
С 5 — 6-месячного возраста для правильного развития ребёнку, кроме материнского молока, требуется и другая пища — сначала манная каша, затем овощное пюре, фруктовые или ягодные кисели, овощные супы, творог, желток куриного яйца, мясное пюре, молоко, кефир, сухари, хлеб и т. п. К каждому новому блюду детей следует приучать постепенно. На втором году жизни ребёнка жидкие и полужидкие блюда заменяются более плотными, требующими участия жевательного аппарата.
Для питания детей старше года прежде всего нужно молоко. Молоко содержит полноценные белки и жиры, легко усвояемые углеводы, соли кальция и фосфора, а также витамины А1, С и группы В (см. Витамины). Не следует, однако, давать молоко детям в неограниченном количестве. Ребёнок старше года должен получать ежедневно не более 0,6 — 0,75 л молока, причём его следует употреблять не только для приготовления пищи (каши, супа, овощных пюре и т. д.), но и давать детям в натуральном виде (обязательно кипячёное) или в виде кефира, ацидофилина, простокваши (приготовленной из кипячёного молока). 5 — 6 раз в неделю дети старше года могут получать мясные или рыбные блюда. Наиболее подходящим мясом для детей являются нежирные сорта говядины, телятина, а также мясо кур, кролика. Полезны детям и яйца, которые содержат полноценные белки и жиры,соли кальция, фосфора и железа, витамины А, D и группы В. Детям младшего возраста следует давать одно яйцо через день, детям школьного возраста — одно яйцо в день. Избыточное употребление яиц вредно для ребёнка; у некоторых детей появляется сыпь, вызывающая зуд, повышается возбудимость нервной системы. Яйца можно давать детям не только «всмятку», «вкрутую», в виде яичницы или омлета, но также добавлять в каши, овощные пюре, супы и другие блюда.
Из жиров наиболее полезно для детей сливочное масло. Детям старше 1,5 — 2 лет можно давать в небольшом количестве топлёное и, желательно, растительное масло.
В рационе ребёнка должны также содержаться различные сорта хлеба (пшеничный, ржаной), разнообразные крупы, овощи, зелень, фрукты и ягоды. Ребёнка следует с первого года жизни постепенно приучать к овощным блюдам, причём часть овощей нужно давать детям в сыром виде (морковь, репу и др.). Для улучшения питания детей, особенно в зимний и весенний периоды, когда поступление свежих фруктов и овощей сокращается, можно использовать замороженные овощи и фрукты, фруктово-ягодные и овощные соки, консервированные овощи и фрукты, а также витаминизированные пищевые продукты (см.). Пищевая промышленность выпускает овощные и фруктово-ягодные консервы в специально детском ассортименте, а также различные питательные смеси (см. Концентраты пищевые). См. вклейку.Пища для детей должна быть разнообразна, вкусно приготовлена, из свежих, хорошего качества продуктов, хорошо оформлена. Нужно заботиться о том, чтобы продукты не теряли своих ценных пищевых качеств (см. Приготовление пищи). Не следует, например, кипятить молоко несколько раз; при повторном или длительном кипячении разрушаются содержащиеся в нём витамины, белки молока хуже усваиваются.
Для лучшего усвоения пищи необходимо соблюдать точно режим питания. Дети старше года должны получать пищу 4 раза в день. Слабые дети и дети с пониженным аппетитом, которые не могут полностью съесть полагающуюся им порцию, могут, по предписанию врача, получать пищу чаще, но в меньших количествах. При четырёхразовом питании дети получают завтрак, обед, полдник и ужин. Распределение суточного рациона между приёмами пищи по её калорийности должно быть примерно следующим.
При четырёхразовом питании: завтрак — 25% суточного количества калорий, обед — 40% , полдник — 15% , ужин — 20% . При пятиразовом питании: завтрак — 20% суточного количества калорий, второй завтрак — 15% , обед — 35% , полдник — 10%, ужин — 20%. Завтрак обязательно должен состоять из одного горячего блюда и молока, кофе с молоком или чая с молоком и хлеба с маслом (или хлеба с маслом и сыром). Обед может быть из 2 или 3 блюд и овощной закуски (салат, винегрет, редис и т. д.). Мясные и рыбные блюда рекомендуется давать детям на завтрак или обед. Ужин должен состоять из молочных, овощных или крупяных блюд. Последний раз ребёнок должен получать пищу за 1 — 1,5 часа до сна. Если (в крайнем случае) ребёнок ест незадолго до сна, то ужин должен быть лёгким и не обременять его желудка. В промежутках между приёмами пищи детям не следует давать никакой еды, сладостей и фруктов. Беспорядочное питание, нарушение режима дня плохо отражается на аппетите и пищеварении ребёнка. Частое нарушение режима питания может привести к возникновению желудочно-кишечных заболеваний. Во время еды необходимо соблюдать тишину. Всякое волнение, возбуждение, насильное кормление ребёнка, отвлечение его внимания от еды чтением, разговорами, игрушками вредно отражаются на пищеварении. Надо помнить указание великого русского учёного И. П. Павлова о том, что максимально полезна только еда с аппетитом, с испытываемым наслаждением. Трудности в кормлении маленьких детей не возникают, если родители с первых дней жизни ребёнка правильно его кормят и воспитывают, строго соблюдая режим дня, и проявляют большую настойчивость и выдержку, не переходя от неумеренной ласки к угрозам и наказаниям.
Необходимо прививать детям гигиенические навыки: перед каждой едой мыть руки, есть опрятно, без торопливости, правильно пользоваться столовым прибором. Прежде всего надо научить пользоваться ложкой. С 3 лет примерно можно дать вилку, причём вилка должна быть маленькой и не очень острой. Приучив есть вилкой, ребёнку дают нож, причём надо следить, чтобы ребёнок не ел с ножа.
С раннего возраста ребёнка следует приучать к порядку и аккуратности: после еды сложить вилку, нож, ложку на свою тарелку, поставить чашку на блюдце и т. д. С 4 лет ребёнка можно сажать за общий стол и сразу выделить ему определённое место, которое не следует менять. Нужно, чтобы ребёнок принимал участие в сервировке стола (см.), это скорее приучит его к порядку.
Если ребёнок посещает ясли, детский сад или какое-либо другое учреждение, где получает питание 2—3 раза в день, то домашнее питание его должно быть дополнительным. Если ребёнок в яслях или детском саду питается 4 раза в день, то дома кормить ребёнка не следует.Лит.: Детское питание. Книга о том, как правильно кормить ребенка, чтобы вырастить его здоровым и крепким, М., 1957.
Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Большая Советская Энциклопедия. Под ред. А. Ф. Ахабадзе, А. Л. Грекулова . 1976.